• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Татары и Москва: как появилась Татарская слобода и причём здесь Муса Джалиль?

Время чтения: 3 мин
3014

Прогулки по Татарской Москве

Татары оставили свой след, пожалуй, в каждом, даже самом далёком уголке земного шара, не говоря о нашей необъятной стране. Религиозная и духовная жизнь, музыка и искусство, театр и купеческое дело,  меценатство и наука – нет такой отрасли, в которой татарский народ не старался бы развиваться, делая свою жизнь и мир вокруг лучше, краше и интереснее.

Сегодня мы с вами совершим виртуальную прогулку по Москве, узнаем, когда возникла Татарская слобода и в какое время в Москве построили первую татарскую мечеть.

Татарская слобода Москвы существует с XIV века и располагается в районе Замоскворечье, где находятся современные улицы Балчуг, Большая Татарская, Малая Татарская, Большая Ордынка, Малая Ордынка, Пятницкая, а так же Большой и Малый Татарские переулки и Старый Толмачёвский переулок.

Татарскую слободу Москвы основали и веками населяли татары – коренные жители Москвы, а так же выходцы из Золотой Орды и татарских ханств. Своё существование слобода берёт с XIV века за пределами Москвы, а в XVII уже вошла в черту города. Татарская слобода Москвы была одним из первых в Москве мест компактного проживания национальной общины.

Особый интерес вызывает улица Большая Ордынка, по обе стороны которой с течением времени стали появляться слободы кожевников, овчинников, стремянников, кузнецов, монетчиков и других мастеров, давшие название здешним улицам и переулкам.

Наряду с представителями иных национальностей, в числе мастеров были и татары. Конечно, со временем этнический состав населения Татарской слободы значительно трансформировался. Этому поспособствовала и христианизаторская политика правящего царя. Но, если верить сведениям, сохранившимся от иностранных путешественников, у местных татар была своя мечеть, вне города, где они молились Всевышнему. Но название мечети, её описание или хотя бы географическое местоположение неизвестны, можно лишь гадать.

Рядом с улицей Большая Ордынка, название которой красочно говорит о том, кто проживал на ней, расположилась слобода Толмачей. Там жили переводчики, которые помогали находить общий язык с Ордой. О первоначальной слободе Толмачей напоминает название Старый Толмачёвский переулок. Потом на Ордынке появились Большой и Малый Толмачёвские переулки.

Завернув в Малый Татарский переулок. Здесь наше внимание привлекает Дом Асадуллаева. Здание было построено в 1913–1914 годах на деньги бакинского нефтепромышленника Шамси Асадуллаева. Первоначально в этом месте расположилась мусульманская школа. Это было частное учебное заведение, а содержали его богатые купцы.

Здесь преподавали светские науки и законы шариата. Мальчики и девочки обучались раздельно и на разных этажах здания. Также в доме была типография, где издавались газеты на татарском языке – «Слово» («Суз») и «Страна» («Ил»), а также показывал свои постановки  татарский народный театр.

Вплоть до 1941 года этот Дом был центром татарской культуры, где росли и воспитывались первые поколения мастеров национальной оперы и балета, действовали литературные кружки.

Здесь свои стихи писал и Муса Джалиль, а также и другие известные деятели татарской литературы и искусства. Сейчас тут располагается Татарский культурный центр. Чуть дальше, буквально в нескольких шагах от Дома Асадуллаева, в сквере на Новокузнецкой улице ещё в 2011 году, в день рождения поэта был открыт памятник Габдулле Тукаю.

В самом сердце бывшей мусульманской общины Замоскворечья, на Большой Татарской, расположилась историческая мечеть. Открыла свои двери для верующих она в 1823 году, когда татарские купцы добились разрешения на постройку. Стоит отметить, до начала XIX века у них не было собственного религиозного центра в Москве. Молитвенный дом разрешили сделать во владении купца Назарбая Хашалова. Однако при одном важном условии: дом нельзя было называть мечетью, а снаружи здание должно было быть похожим на классическую московскую застройку.

Мечеть действовала под видом обычного одноэтажного дома вплоть до начала 1880 года. Только спустя полвека власти города дали разрешение пристроить к мечети минарет, что сделало мечеть внешне похожей на мечеть.

Уже в 1939 году историческую мечеть закрыли, минарет, строительства которого добивались больше 50 лет, снесли, а имама мечети Абдуллу Шамсутдинова репрессировали и расстреляли. В советское время в здании был военкомат. Мечеть здесь появилась снова уже только в 1993 году.

Продолжение следует…

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle