XIII КМФМК: фильм "Халима", или история одного хиджаба
«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «Ра`д», аят 10).
Именно эти слова открыли фильм «Халима», показанный в рамках XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино в номинации «Национальный конкурс». В прошлом году сценарий Юлии Захаровой выиграл Открытый республиканский конкурс киносценариев в номинации «Лучший короткометражный фильм». Как отмечала несколько ранее директор фестиваля Миляуша Айтуганова, получив первое место, Захарова тут же приступила к съемкам фильма. Как отметила сама режиссер, фильм пока еще сыроват, его предстоит еще доработать, улучшить сцены, откорректировать некоторые моменты. Вполне возможно, что в скором времени зрителям представится новый, отличный от первоначальной версии фильма, который из короткометражного превращается в полный метр (50 минут).
В центре повествования – история юной девушки, мусульманки. То, как ее хиджаб стал камнем преткновения в одной из «элитных» школ города, как расставил все по своим местам и снял маски с людей, обнажив их душевные пороки, обозначив, где друзья, а где враги. Примечательно, что на сторону юной школьницы встал русский парень Саша, абсолютно далекий от каких-либо религиозных мировоззрений. Что характерно, на протяжении всего фильма закадровый голос произносит суры из Корана, полные мудрости и раскрывающие не только суть происходящего, дающие верное наставление, но и показывающие истинное лицо Ислама, религии, несущей тепло и доброту в этот мир. «Он знает то, что было до людей и что будет после них. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает» (сура «Аль-Бакара», аят 255).
Типичная школа, где учатся дети из элитных семей: пафос, неуважительное отношение к «другим» одноклассникам, пренебрежение, эгоизм, отсутствие тяги к знаниям, уровень интеллекта ниже среднего – полный набор. И вот тут вдруг в самый разгар конкурса на стажировку в Швейцарии к 11-ый класс приходит новая ученица – дочка имама одной из казанских мечетей. Естественно, все внимание сразу переключается на нее. И неважно, что больше половины учеников – из татарских семей. Их отношение показывает процесс деградации и неприятие человека с другими моральными ценностями.
Едва девушка переступает порог нового класса (до этого она была на домашнем обучении), начинаются издевательства со стороны одноклассников: «Ты ж настоящая татарская девушка, Халима, принеси за меня мой поднос», «Ты что, книги читаешь? Может, мы скинемся всем классом и купим тебе Ipad?» Во время урока физкультуры один из главных героев просто запер бедную девушку в раздевалке, из-за чего она опоздала на урок. А какой моральной выдержки стоила девушке сцена в бассейне, когда она вышла в буркини, а ее «элитные» одноклассники выразили испуг и демонстративно покинули бассейн, причем преподаватель полностью их поддержал.
А ситуация со школьными докладами для этой злосчастной, но всеми желаемой, стажировки в Швейцарии. Одна Халима готовила доклад без чьей-либо помощи и заслужила самую высокую оценку, чем вновь вызвала шквал негодования в свою сторону. Бедная девушка, потерявшая семью, которой о ее глубочайшей трагедии напоминают многочисленные ожоги на теле, ставшие ее кожей. В итоге ее воспитывал хазрат, имам мечети, который постарался дать ей все, что мог. Он вырастил очень воспитанную и высоконравственную девушку, которая, несмотря на заботу, не уставала укорять себя в том, что выжила в том злосчастном пожаре. И ведь ни один из ребят, ни одна девушка не захотели с ней просто поговорить, по-дружески, по-человечески. Один лишь Саша заступался за нее каждый раз, подрался со своим ранее лучшим другом Русланом, пошел против всего класса, встав на сторону беззащитной Халимы. Познакомившись с мусульманкой, Саша начал интересоваться религией, в частности Исламом, изучать шариат, знакомиться с существующими в этом учении запретами.
Вся история передается из уст самого Саши, который, узнав, что Халима больше не вернется в школу (ее отдают в медресе), решает сбежать от родителей, который засватали его за 6-летнюю девочку из китайской семьи. Да-да, дело происходит в России, а будущая невеста – китаянка. Все дело в бизнес-предпочтениях отца. Сашу соглашается подвезти мужчина, который взамен ждет его историю. Отсюда и начинается описание школы, появление Халимы и полный переворот в жизни Александра.
«Путешествие является частью (того, что доставляет) мучения, ибо любого из вас оно лишает возможности (наслаждаться) едой, питьём и сном (в полной мере), а поэтому пусть поспешит вернуться к своей семье тот из вас, кто достиг цели своей (поездки)» (Аль-Бухари; Муслим).
Открытая концовка каждому зрителю дает шанс закончить фильм самому. Саша уходит в поле. Что его там ждет? К чему он идет? От чего бежит? Идет ли он искать Халиму? Или решил разомкнуть порочный круг?
Ясно только одно – подобные ситуации, когда из-за религиозных предпочтений, которые никто никому не навязывают, начинают в прямом смысле этого слова гнобить человека. И не столько администрация, сколько ровесники, которые, наоборот, казалось бы, должны понимать и оказывать поддержку. Но все обстоит гораздо сложнее. Здесь вам и отсутствие уважения к взрослым, в том числе к родителям, и надменность, и пренебрежительное отношение ко всем и вся, полная моральная и нравственная деградация… Что будет логическим завершением этого процесса? Новый расцвет или полный упадок?
«И пусть будет среди вас (о, верующие) община, которая призывает к добру, повелевает (людям) (совершать) одобряемое [призывает их к Вере и совершению праведных деяний] и удерживает от (совершения) неодобряемого [неверия и грехов]. И такие – обретшие счастье (в этом мире и в Вечной жизни)» (сура «Алю Имран», аят 104).
Ильмира Гафиятуллина, Казань