"...В небо они вольно подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения"
«Первая соборная», «Старокаменная», «Юнусовская», «Аль-Марджани» — все это различные названия одного и того же мусульманского религиозного сооружения, одной из древнейших мечетей в городе, построенных после покорения Казанского ханства.
Первое упоминание о строительстве мечети встречается в 1767 году, когда губернский центр посетила Екатерина II. Она приняла представительную делегацию от татарского населения и благосклонно выслушала прошение, в котором мусульмане жаловались на то, что пожар в 1749 году и несправедливые действия местных властей лишили их права выполнять свои религиозные обязанности.
Члены делегации, богатые купцы и предприниматели, просили «заступницу» прекратить гонения и разрешить жителям слободы построить две каменные мечети. Екатерина II, которая распространяла политику веротерпимости, повелела не чинить препятствия татарам в строительных работах первой каменной мечети.
Первую каменную мечеть возводили всем миром. Из заметок Шигабутдина Марджани следует, что в столь богоугодном деле принимали участие 62 человека, которые собрали 5 тысяч рублей. К весне 1768 года были заготовлены строительные материалы, летом того же года приступили к возведению мечети. Завершилось строительство мечети «Марджани» в 1771 году. Такая поспешность при строительстве была обусловлена желанием как можно скорее применить доброту императрицы на деле.
Об этом говорится и в записях Каюма Насыйри: «…когда дело дошло до возведения минарета, городские власти, обеспокоенные его высотой, написали Екатерине II: «Ты хоть дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это царица ответила так: «я определила им место на земле, а в небо они вольно подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».
Долгое время после завершения строительства и открытия дверей мусульманского храма Мечеть Марджани являлась центром духовной жизни татарского народа. Свою роль сыграло в этом и географическое местоположение религиозного сооружения – мечеть находится в самом центре, духовной и историческом, столицы Татарстана — на территории Старо-татарской слободы.
Двухэтажная двухзальная мечеть имеет трёхъярусный минарет. В оформлении фасадов и интерьеров архитектурный декор «петербургского» барокко сочетается с орнаментальными мотивами татарского декоративного искусства. В 1861 году на средства И. Г. Юнусова с северной стороны сделан пристрой с лестницей. В 1863 году на его же средства расширили михраб с пробивкой окна. В 1885 году на средства купца З. Усманова был перестроен минарет, который в 1887 году украшен ажурной оградой на средства купцов В. Гизетуллина и М. Валишина.
Почему мечеть носит название в честь известного по всему миру татарского богослова и общественного деятеля Шигабутдина Марджани? Имам Шигабутдин Марджани служил в ней в 1850—1889 годах. Рядом с мечетью стоят дом Марджани и медресе, в котором он обучал своих учеников вере, идущей бок о бок с научным и реалистическим пониманием мира и мироустройства. Долгое время мечеть носила название Юнусовской по династии купцов Юнусовых, живших в махалле и тративших деньги на содержание мечети. До этого называлась Эфенди (Господская).
Мечеть имеет золоченые наконечники с полумесяцами минарета и малых архитектурных элементов, белую окраску стен, крыши зеленого цвета, хорошую ночную архитектурную подсветку. Первый этаж — служебный. В молельных залах второго этажа своды и стены украшены лепниной голубого, зеленого, золотистого цветов и позолоченными орнаментами растительной темы.
В мечети хранится надмогильный камень Мухаммад-гали бека эпохи Казанского ханства.
Минарет мечети расположен на зеленой четырехскатной крыше, что характерно для татарского зодчества. Мечеть Марджани выстроена в стиле российского провинциального барокко, но строившие ее татарские мастера сумели гармонично сочетать его с древними булгарскими мотивами в украшении михраба и капителей.
О строителях мечети Марджани свидетельствует плита с надписью: «Абу-Бекр сын Ибрагима, Якуп сын неизвестного, Муртиза сын Юсуфа и Исхак сын Измаила». Мечеть расположена на пересечении улиц К. Насыри и З. Султана на участке неправильной формы углом к уличной застройке.
С первых дней имамами мечети Марджани становились известные татарские богословы, которые выделялись своими всесторонними знаниями, и становились муфтиями в различных регионах страны: Талгат хазрат Таджутдин, Равиль хазрат Гайнутдин, Гусман хазрат Исхаков.
То, как сейчас выглядит мечеть Марджани, является результатом длительной работы по реставрации, которая была начата в 1996 году. До 2001 года, когда на восстановление были выделены средства из федеральной целевой программы, все работы проводились за счет средств небезразличных прихожан и татарских меценатов. Стоит отметить, что одним из огромных изменений стало появление отдельного молельного женского зала (ранее женщины молились в здании подвала).
В ходе реставрационных работ родилась идея о создании целого комплекса, который был бы ориентирован не только на нужды местной махали, но и удовлетворял запросам туристических групп. Таким образом, на территории мечети появился небольшой музей с интересными и уникальными экспонатами, свой мусульманский детский сад. Не осталась в стороне и сфера халяльного питания. Так же при мечети действует Казанский исламский колледж и центр женского развития «Марджания».
Ильмира Гафиятуллина, Казань