В Казани рассказали о том, как Ислам покорял Европу
Вчера в рамках форума «Ислам в мультикультурном мире» пошло заседании секции «история мусульманских сообществ в странах Европы», в ходе которого собравшимся рассказали о роли ислама и мусульман в различных сферах жизни европейских обществ.
Доцент Высшей школы экономики Ольга Бессмертная рассказала собравшимся о журнале «Мусульманин», единственном татарском печатном издании дореволюционной России печатавшимся на русском языке.
По словам исследователя, причина по которой данный журнал издавался в именно в Париже было желание его разработчиков избежать жесткой цензуры, которой подвергались в то время все газеты журналы издававшиеся в России. Тем не менее, журнал носил в целом патриотический характер, и серьезных опппозиционно настроенных статей против царской власти в этом издании замечено не было, видимо поэтому этот журнал не был запрещен на территории Российской империи.
«Мусульманин» начала издаваться с 1908 г. Этот журнал был посвящен российским мусульманам джадидистской направленности. Как известно эта идеология, захватившая умы татарского, а затем и всего мусульманского сообщества провозглашала борьбу с консервативно настроенной частью исламского духовенства, боролась за всеобщее образование среди представителей всех слоев мусульманского сообщества.
Причины отставания исламских государств от передовых западных стран мира, авторы журнала видели в скатывании к обрядовой стороне религии.
«Арабы были воодушевлены и захвачены высокими идеалами ислама и его первых прозелитов. Мы же эти идеалы заменили мертвой буквой».
Издателем был некто Ахмед Бейбулат. Этот человек будучи по происхождению иудеем, принял православие, а после перешел в ислам.
Ирина Бабич, гл. науч. Сотрудник Института этнологии и антропологии РАН (г. Москва, Россия) рассказала о роли ислама в жизни кавказских эмигрантов во Франции (1919–1939 гг.). Как оказывается среди кавказских эмигрантских кругов долгое время ходила идея объединения основных кавказских народов в единую конфедерацию. Это Грузия, Азербайджан, Северный Кавказ и Армения. Единственно разъединяющую роль при этом играл вопрос о религии, так как если часть народов Кавказа исповедуют ислам, то остальная часть православие. В связи с этим лидеры кавказских эмигрантов предполагали, что данную проблему может решить прописание в конституции светского характера этого государства.
В докладе немецкого исследователя Себастьяна Цвиклински из Центра исследований литературы и культуры (г. Берлин, Германия) были освещены вопросы пребывания российских военнопленных мусульман на территории Германии во время и после Первой мировой войны. Германия пыталась "раскачать" ситуацию в среде российских мусульман, и для этого использовала последнего османского султана. Как известно, Османская империя еще до распада считалась последним халифатом, существовавшем на Земле со времен пророка Мухамада (мир ему!). И согласно исламским канонам только халиф – верховный правитель мусульман имел право на объявление «священной» войны – джихада. Это обстоятельство и пытались использовать немцы в своих целях. Но, в итоге, данный план не осуществился, и российские мусульмане и в годы первой мировой войны и после ее окончания были заняты решением исключительно своих внутренних проблем, не дав использовать себя в чужой игре.
С целью расположения к себе мусульманских военнопленных в 1916 г. правительство Германии даже разрешило им отметить праздник Курбан-байрам. По имеющимся документальным данным, военнопленных мусульман посещали многие известные общественные деятели и политики тех времен, к примеру на одной их фотографий представленных слушателям был запечатлён Гаяз Исхаки. И до сих пор на кладбищах Германии покоятся останки тех солдат-мусульман, по словам С. Цвинклински за могилами продолжает ухаживать Российское посольство.
В докладе Емельянова В. прозвучала информация о нынешней ситуации в мусульманской умме Албании. В годы «железного занавеса» несмотря на то, что ислам был основной религией жителей этой страны, мусульмане подвергались здесь беспрецедентными гонениям. Но уже в 1990-е годы, хоть и не без проблем, здесь начался процесс возрождения ислама. В этом процессе у мусульман Албании существуют две основные проблемы.
Во-первых, серьезную конкуренцию им составляет православная часть страны, составляющая по разным оценкам от 25 до 35 % населения страны.
Во-вторых, долгие годы гонений на религию, выработали среди албанцев стереотип об исламе и религиях вообще как о «тормозе в современном развитии человеческого общества».
Ильнар Гарифуллин