«Советская эпоха – это 70-летний период давления на религию»
6 ноября в Казани в рамках V научного форума «Ислам в мультикультурном мире» прошла научная конференция на тему «Ислам по-советски». В конференции был поднят ряд тем, касающихся реалий существования и развития ислама на советском пространстве, общественно-культурной жизни мусульман и функционирования исламских институтов в советскую эпоху, а также вклада отдельных личностей в развитие мусульманского богословия.
«Советский период в политике государства по отношению к конфессиям – это особый 70-летний период давления на религию», - сказал во вступительном слове Ринат Набиев, профессор ИМОИиВ КФУ.
«Здесь довольно сложно искать плюсы. Я вижу единственный плюс в том, что ислам не умер, а продолжил существовать и жить в традициях народов, глубоко проникнув в социально-бытовую сферу. Я считаю, что необходимо преодолеть советское наследие диктаторства властей в духовной сфере», - добавил он.
Рамиль Валеев, профессор ИМОИиВ КФУ, рассказал о традиционном исламском образовании, которое было значимым звеном в истории и культуре мусульманских народов в Волго-Уральском регионе. Так, важную роль в становлении и развитии традиционной системы исламского образования у татар-мусульман Среднего Поволжья в XVII – начале XX сыграли дагестанская и среднеазиатская модели традиционного мусульманского образования. Тогда сформировалась система с его основными институтами – мусульманские учебные заведения (мектеб и медресе), мугаллимы и мударрисы.
Руслан Ибрагимов, доцент ИМОИиВ КФУ, выделил основные характерные черты положения ислама в Татарстане в советский период. Так, религиозная жизнь мусульман республики была сконцентрирована в основном в нелегально действовавших религиозных объединениях. Особую роль играли места совершения коллективного намаза неофициально действовавших мусульманских объединений – пустующие здания мечетей, дома верующих, татарские кладбища и святые места.
Свидетельством же религиозного пробуждения в поздний период советской эпохи в Татарской АССР, по мнению докладчика, стало увеличение зарегистрированных религиозных обществ. Также, на рубеже 1970-х-1980-х гг. в республике значительно улучшилась ситуация в подготовке кадров для мусульманского духовенства.
Вера Буравлева, доцент ИМОИиВ КФУ, указала на важность опыта взаимодействия народов Поволжья в результате межкультурного диалога. Русско-православная культура Волжско-Камского региона испытывало влияние различных вероисповеданий тюркских и финно-угорских этнических культур. В ходе попыток «обрусить татар» и другие народы, подорвать влияние ислама, русские меняли представление о самих себе, о своей нации и культуре. Таким образом, Буравлева выделила равноценность европейского и азиатского начал в формировании русской культуры под влияние местных коренных народов.
Лилия Сагитова, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, выступила с докладом о конкуренции атеизма и ислама в советском колхозе. В советской России форсированная индустриализация и коммунистическая идеология привели к сосуществованию двух взаимоисключающих идеологических систем – атеистической идеологии и ислама. Политика светского атеизма вывела религию за рамки легитимной публичности. Снижение степени религиозности у новых поколений сельчан было обусловлено проникновением государства в жизнь общины через социальные институты – больницы, школы, колхозную систему соцзащиты. С другой стороны, этому противостоял семейный традиционализм, исламские институты и моноэтнический состав сельской общины.
Также, в конференции выступили Игорь Алексеев (доцент кафедры современного Востока РГГУ, г. Москва) с докладом «Советское исламоведение: между ориентализмом и научным коммунизмом», Валентина Черновская (профессор Ярославского филиала Международного института экономики и права, г. Ярославль) с темой «Мусульмане Ярославля в годы гонений и репрессий», Татьяна Котюкова (старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, г. Москва) о «Трактовке роли и места ислама в истории Средней Азии и Казахстана в академическом дискурсе Советских Республик» и другие.
Лейсан Тимергалиева, Казань