Раздельное обучение с точки зрения ислама: базовые принципы
Индия – страна, в которой живет вторая по численности в мире мусульманская община, и она пользуется большим влиянием в Индии. О том, какие в Индии существуют принципы гендерного разделения при изучении религиозных дисциплин, на Международном форуме преподавателей мусульманских образовательных организаций рассказал Анвар Ахмад, директор исламского факультета.
– Сегодня мы поговорим о понятии «женщины» в исламе. Женщина в исламе занимает высокое место, так как она наш вдохновитель, помощница и советчика. Женщина – колесо, двигающее нас, мужчин, к цели, – начал свое выступление Анвар Ахмад.
Если углубиться в историю, то самые первые медресе в Индии появились при султане Махмуде Газневи (979—1030 гг.), покровителе образования, который правил обширной империей, включавшей большую часть современного Афганистана, восточный Иран, Пакистан и северо-западную Индию. Широкое распространение исламские религиозные школы получили лишь после возникновения Делийского султаната в 1206 году. Таким образом, мы видим, что медресе являются одними из старейших действующих учреждений в Индии.
Первые медресе представляли собой образовательные центры, обучавшие сыновей правителей и служащих правительственной администрации. С началом эпохи британского господства мусульманское правление угасло, а медресе потеряли свою репутацию центров передовых знаний и проиграли современному образованию. Причастность лидеров медресе к восстанию 1857 г. вызвала недоверие к ним со стороны британцев.
Но, несмотря на это, исламское религиозное обучение восстановило свои позиции в 1866 году, когда была создана мусульманская семинария "Дар ул–Улум" в Деобанде. Семинария выполняла двойную роль: она распространяла исламские знания и пыталась призвать индийских мусульман к участию в национально-освободительной борьбе, направленной на изгнание британцев.
Стоит отметить, что подавляющее большинство мусульман в северных и восточных штатах Индии принадлежит к ортодоксальному суннитскому толку ханифитской школы, как рассказал лектор.
Если же вести речь о гендерном разделении при обучении исламу в религиозных учреждениях, то, как отметил докладчик, в Индии распространены отдельные классы, отдельные учебные помещения для мужчин и для женщин. Соответственно, для прекрасной половины выбираются преподавательницы женского пола, для молодых людей – мужчины.
Напомним, что в исламе есть три вида разделения между мужчиной и женщиной: во время молитвы, во время учебы и в организации досуга. Соответственно, когда речь идет об образовании, крайне важно обратить внимание на организацию равного доступа к учебным материалам и преподавателю как у мужчин, так и у женщин. В противном случае, в процессе изучения ислама одна группа будет ущемлена.
Таким образом, завершил Анвар Ахмад, учебные заведения, следуя принципу раздельного обучения мужчин и женщин, должны позаботиться о равноправии.
Ильмира Гафиятуллина, Казань