"Превращение войны памяти в диалоги культур"
Почему на гербе Татарстана расположился крылатый барс? Какое значение имеет щит, которым крылья крепятся к телу животного? Как выглядели надгробные плиты в Золотой Орде? Как по внешнему облику женщины той эпохи можно было определить её социальный статус? Ответы на все эти и многие другие вопросы можно в рамках интереснейшей выставки «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи».
Экспозиция представляет собой порядка 600 экспонатов, которые были собраны из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника, Центрального музея Тавриды, Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, Феодосийского музея древностей, Ялтинского историко-литературного музея, Государственной инспекции историко-культурного наследия Воронежской области, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани, Национального исторического музея Республики Беларусь.
Разбита выставка на пять разделов, каждый из которых посвящён определённому периоду и конкретной территории: всадническая культура ранних Чингисидов; всадническая культура империи Юань и Золотой Орды; городская культура Чингисидов; Северное Причерноморье и золотоордынская глобализация; Золотоордынский Солхат-Крым.
Примечательно, что, несмотря на популярность эпохи монгольского нашествия и дальнейшего существования Золотой Орды уже давно и прочно ассоциируется в умах многих именно с воинственными набегами, постоянными грабежами, поджогами и прочими изуверствами, всё-таки сквозной темой экспозиции стал мир, а отнюдь не война.
Именно поэтому вы не увидите на выставке, которая, к слову, расположилась в выставочном центре «Эрмитаж-Казань», оружие или боевые награды. В центре внимания – ремесленные особенности местного населения, традиционные одежда, элементы быта, образцы валюты того времени и даже женские золотые украшения.
Раз уж мы заговорили об элементах женского убранства, то нельзя не обратить ваше внимание на тот факт, что организаторы выставки в экспозиции уделили особое внимание именно визуализации женской социальной идентичности.
Раскроем вам в этом материале лишь одну интересную деталь: к примеру, в костюме замужней монгольской дамы очень важную роль играл головной убор – бокка, выполнявший множество функций: он рассказывал, к какому роду принадлежала женщина, к какой этнической и социальной среде, а с XIV века и во все стал играть роль имперского символа. После крушения Империи бокка стала знаком принадлежности владелицы к чингисидской традиции.
По словам директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, такая экспозиция «не просто про Золотую Орду, а про самое главное, чем занимаются музеи сегодня. Наше главное занятие — превращать войны памяти в диалоги культур. Если нет диалога культур, нет и памяти. Золотая Орда — один из главных сюжетов войн памяти на территории сегодняшней России. И музей представляет свой способ с этим обращаться и разговаривать — на языке науки. Выставка — это форма публикации научных исследований и результатов раскопок».
Для справки: Монгольская империя (монг. Yeke Mongγol ulus – «Великое монгольское государство») – структура, сложившаяся в начале XIII века в результате завоеваний Чингиз-хана (1155 или 1162-1227). В период своего единства она включала смежные территории Центральной Азии, Южной Сибири, Восточной Европы, Ближнего Востока, Китая и Тибета со столицей в Каракоруме.
С начала 1260-х годов, когда отдельные части монгольского мира переходят под контроль старших сыновей и внуков Чингис-хана, крупнейшими ее частями становятся государство Юань в Китае, Улус Джучи (Золотая Орда), государство Хулагуидов на Ближнем Востоке, и Чагатайский улус в Средней Азии.
К началу XIV века единство империи носило скорее формальный характер, напоминающий федерацию фактически независимых государств. Главенство над всеми улусами номинально принадлежало Хубилаю (1215-1294), внуку Чингиз-хана, принявшему титул Великого хана в 1260 году, но ставшего им только в 1266 году после смерти его соперника Ариг-буки.
Хубилай более известен как основатель империи Юань, монгольского государства, основной частью которого с 1279 года являлся весь Китай. В состав империи входили Монголия, Восточный Туркестан и некоторые оккупированные государства в Юго-Восточной Азии. Тибет с 1270 по 1358 год, как автономная территория в военном и административном отношениях, контролировался династией Юань, но руководство в делах религии принадлежало Сакья-ламе.
А в следующем материале мы расскажем вам о том, как по сохранившимся надгробиям отличить, кто был похоронен под ним, какое внимание уделялось медресе в жизни Золотой Орды, а также какой была политика межрелигиозного мира и согласия.
Ильмира Гафиятуллина