"Пора переходить от строительства мечетей к конкретной просветительской стратегии"
В Казани завершило работу итоговое заседание Исполкома Всемирного конгресса татар (ВКТ), в рамках которого прошла встреча татарских предпринимателей.
Большое внимание активистов татарских организаций привлекла первая часть этого мероприятия – работа секций и подведение итогов деятельности татарских объединений и самого Всемирного конгресса татар. Работали несколько секций: по стратегии развития татарского этноса, по координации работы религиозных организаций, культуре, образованию, секция, посвященная проблемам международных отношений и прав человека.
По итогам обсуждений и принятых решений серьезный интерес представляли первые две секции.
В секции по вопросам стратегии развития татарского этноса дискуссия быстро подняла ряд принципиальных вопросов. Об этих острых и важнейших моментах модератор этой секции – доктор исторических наук, член Исполкома Всемирного конгресса татар Д. Исхаков упомянул при подведении итогов ее работы и внесенных предложениях участниками дискуссии предложениях. Из сказанного на самой секции интересно процитировать слова зам. председателя Исполкома ВКТ Р. Валиуллина относительно того, что в Татарстане проблем с необходимостью строительства новых мечетей на сегодняшний день нет вовсе, но это в свою очередь поднимает целый пласт новых проблем.
«В каждом мало-мальском селе нашей республики, где население составляет чуть больше 50 человек на 15-20 дворов, стоит огромная мечеть размером с дворец, но они практически не действуют и не работают даже во время праздников, а почему – да потому что туда ходить просто некому, населения нет».
При подведении итогов Д. Исхаков остановился на трех важнейших вопросах относительно судьбы татарского народа. Во-первых, необходимо провести серьезное исследование на предмет выявления исторической связи между российскими татарами и крымскими. После вхождения в состав РФ Крыма, в целях дальнейшей интеграции крымских татар в российское сообщество, такой вопрос стоит как никогда актуально. Изобретать заново велосипед здесь не нужно вовсе – вплоть до XVII в. татары Крымского ханства и татары, проживающие на территории современной России, представляли собой единое целое, но затем в силу исторических причин эта связь прервалась, и надо эту связь восстановить.
Во-вторых, нужна новая стратегия при работе со второй по численности крупной частью татарского сообщества России проживающего в Республике Башкортостан. Численность татар, проживающих в этой республике, составляет по разным оценкам от 1 до 1,5 млн человек, и эта уникальная ситуация не имеет аналогов в России, а значит традиционные методы удовлетворения национальных интересов татар применяемые в других регионах здесь не подходят. Политическая ситуация в этой республике в последние несколько лет стабилизировалась, и от татарской общественности требуется поиск новых путей решения татарского вопроса в этой республике.
И, наконец, в-третьих, при подведении итогов и составления текста резолюции было предложено проработать вопрос о создании ассоциации тюркских народов России. Такие ассоциации есть в Турции, но они не отвечают ни интересам проживающих в России народов, ни тем более интересам самого российского государства, кровно заинтересованного в конструктивном диалоге между различными народами страны.
По словам модератора секции «Координация работы религиозных объединений» – ректора Российского исламского института (РИИ) Р. Мухаметшина, в обсуждении поднимались целый ряд острых и болезненных вопросов, волнующих татаро-мусульманскую умму России.
Во-первых, солидаризируясь с процитированным выше мнением зам. Председателя ВКТ Р. Валиуллина, Р. Мухаметшин заявил, что необходима смена вектора татаро-мусульманского меценатства.
Настала пора переходить от простого строительства мечетей к конкретной просветительской стратегии. В этом нам пример показывают наши предки – татарские меценаты джадидисты XIX в., которые, поняв ошибочность узкорелигиозного направления, занялись строительством новометодных медресе (которые подготовили весь цвет татарской и башкирской нации), национальных типографий и т.д.
Во-вторых, в настоящее время во весь рост встала проблема преподования канонов ислама в школе. Из-за негативного общественного фона искусственно нагнетаемого вокруг ислама, многие родители в регионах РФ не хотят таких занятий для своих детей. И что, пожалуй, самое главное – нет методических пособий для изучения исламских канонов в школе. Не секрет, что согласно современным российским образовательным стандартам, нельзя просто так войти в школы для преподавания любого из школьных предметов. На каждый из них должен быть свой учебный план и перечень учебников, утвержденный Министерством образования. Уроки православной кульутры уже преподаются в ряде школ, а вот по исламу такой программы нет. И этот вопрос требует своего скорейшего решения.
Третий вопрос, затронутый Р. Мухаметшиным, – проблема мусульманских платков – хиджабов. Из-за внешнего давления и несогласованности действий татарской общественности в регионах РФ эта ситуация усугубляется с каждым днем. К примеру, недавно татарские организации Мордовии вышли с предложением согласиться с решением местных властей о запрете ношения мусульманского платка в школах, что, несомненно, сильно бъет по интерсам верующих.
«Такие действия со стороны наших соотечестенников недопустимы», – считает ректор РИИ.
Ильнар Гарифуллин
Понравился материал? Расскажите о нем знакомым, сделайте репост!