Первый в истории мусульманин, возглавивший кафедру парижской Сорбонны
Сегодня в стенах Института истории имени Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан прошла Международная научная конференция «Научное наследие и общественная деятельность братьев Максуди».
Мероприятие было приурочено к празднованию 150-летия известного татарского общественного деятеля, педагога, журналиста Ахметхади Максуди (1868–1941) и 140-летия видного татарского политического деятеля, профессора, доктора права Садри Максуди (1878–1957).
В роли организатор конференции выступил ГБУ «Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ» при поддержке Министерства образования и науки РТ.
В ходе пленарного заседания и секций были подняты такие вопросы, как:
- изучение жизни и творчества С.Максуди, сохранение и популяризация его наследия;
- общественное движение мусульманских народов России начала ХХ в.;
- роль Садри Максуди в общественно-политическом движении тюркских народов;
- научная, публицистическая и общественная деятельность Садри Максуди в период эмиграции;
- Ахметхади Максуди и татарское общественное движение нач. XX в.;
- газета «Йолдыз» («Звезда») и татарская периодическая печать нач. XX в.;
- татарские школы и педагогическая деятельность Ахметхади Максуди;
Также состоялась презентация книги «Татары в Азербайджане» за авторством Свенидж Алиевой.
В торжественном открытии конференции приняли участие первый заместитель муфтия РТ Рустем хазрат Валиулин, имам-хатыйб Апанаевской мечети Нияз хазрат Закиров, вице-президент Академии наук РТ, директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, доктор исторических наук Рафаэль Хакимов, сотрудники исполкома Казани, заместитель председателя Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу Алексей Тарабукин, руководитель Научно-исследовательского центра им. Ататюрка, профессор, доктор исторических наук (Анкара, Турция) Мехмет Али Бейхан.
- Депутат Государственной думы России, председатель парламента и правительства Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Европейской России и Сибири, профессор Сорбонны, юридической школы, Анкарского и Стамбульского университетов, депутат турецкого парламента – всё это лишь часть должностей талантливого татарского богослова Садри Максуди. Он прожил яркую, многогранную и плодотворную жизнь. Будучи известным по всему миру учёным, Максуди сделал весомый вклад в развитие и становление общественной деятельности и политики нескольких стран, - отмечали выступающие, подчёркивая важность изучения наследия братьев Максуди.
О том, насколько значима была деятельность Максуди, говорит тот факт, что в 1950 году довольно многочисленная группа депутатов турецкого парламента подняла вопрос о его выдвижении кандидатом на пост президента.
Всю жизнь богослова и общественного деятеля можно разделить на три периода: российский (34 года), французский (11 лет) и турецкий (32 года). В России он был активным участником политической жизни, был частью истории, о которой впоследствии сам и писал.
Самым продуктивным в научном отношении был его турецкий период жизни. В частности, большую роль в языковой революции в Турции сыграла его книга «Для турецкого языка» и многочисленные статьи, которые были посвящены развитию и совершенствованию лексики турецкого языка на его собственной основе.
Помимо значительного вклада в лингвистику (монография «Скифы и саки») и историю («Тюркские государства Центральной Азии»), нельзя не отметить многочисленные труды в области права и истории права. Именно Максуди стал создателем нового ответвления права – история тюркского права.
На том, как сложилась жизнь Садри Максуди, сказалось то, что родился и вырос он в семье татарского муллы. Отучившись в медресе Апанаева, Максуди год получал богословские знания в бахчисарайском медресе Исмаила Гаспринского. По протекции старшего брата Садри зачисляют в русскую учительскую школу, которую он успешно заканчивает в 1901 году.
По совету Исмаила Гаспринского Садри Максуди отправился во Францию, где учился на юридическом факультете Парижского университета, и получил степень кандидата права. Именно Франция свела его с такими выдающимися коллегами, как татарский общественно–политический деятель Юсуф Акчура и турецкий поэт Яхья Кемал.
В 1906 году после возвращения в Казань включился в активную политическую жизнь татарского общества. В том же году его избрали членом ЦК партии «Иттифак ал-муслимин». Через год Максуди становится депутатом II и III-й Государственной Думы. Во II Думе является членом президиума и секретарём мусульманской фракции.
Тематика его выступлений довольно обширна: в защиту прав татарского, тюркских, мусульманских народов России, по законопроектам о народном образовании, против обвинения мусульман в панисламизме. Будучи депутатом в Думе, богослов выступал за то, чтобы у татарского народа было место под солнцем, а не отнюдь за развал Российской империи, как считали некоторые личности.
Максуди становится одним из признанных лидеров татарского либерализма и идеологом национального движения. Во всех его статьях прослеживается общая мысль, на воплощение которой он отдал свою жизнь, - только сохранив свою самобытную культуру, язык, религию, развивая культуру и экономику, татары смогут стать вровень с современными европейскими нациями.
«В каждом государстве есть, так сказать, политический титул – американец, француз и т.д., но в каждом государстве существует масса национальностей, которые во имя своих традиций, своих особенностей быта, которые у них существуют, отстаивают и будут отстаивать свои традиции, и в этом смысле я татарин, и защищаю свой быт, но политически я русский гражданин», - не единожды отмечал Максуди.
В 1917 году Садри Максуди добился создания единой автономии тюрко-татар мусульман Внутренней России и Сибири и её правительства — Милли идарэ. «Теперь северные тюрко-татары объявляют всему миру о своём существовании».
Он был категорически не согласен с выступлениями европейских философов, которые утверждали, что время тюркских народов, и особенно тюрок в Европе, безвозвратно ушло. На сессии Миллет меджлисе Максуди был избран главой национального правительства. Спустя год собрание было распущено.
Именно Максуди стал первым в истории мусульманином, возглавившим кафедру парижской Сорбонны.
Это что касается биографии младшего из братьев Максуди. Не менее интересна жизнь и творчество старшего – Ахмадхади Максуди.
В далёком 1868 году в деревне Ташсу Казанского уезда (ныне Высокогорский район РТ) у внука Максуда муллы – деревенского имама Низамутдина бин Гайнутдина родился первенец Ахмадхади. Первоначальное образование он получил у отца, который в 1881 году по давней семейной традиции отправил сына продолжать учёбу в Апанаевское медресе Казани – самое лучшее и престижное мусульманское училище губернского центра. Здесь под началом мудариса Абдулгалляма Салихова юный шакирд в течение десяти лет осваивал религиозные науки, а затем и сам начал преподавать ученикам младших классов.
Именно в этот период Ахмадхади Максуди начинает задумываться о причинах отсталости, косности мусульманского образования, явно не успевавшего за бурными общественными и экономическими переменами, происходившими в мире.
Видя в этом реальную угрозу для всего исламского сообщества, он, как и некоторые его современники, начал самостоятельные поиски. Будучи педагогом-практиком, Ахмадхади решает сам разработать эффективные обучающие методики и написать ряд учебников, которые могли бы позволить учащимся в короткое время получить максимальный объём знаний и избавиться от бесполезной многолетней зубрёжки устаревших средневековых трактатов.
Теоретическую поддержку своим идеям Максуди нашел в газете «Терджиман». В 1892 году он выпускает новометодную азбуку «Первоначальный учитель», позволявшую в кратчайшие сроки освоить арабский алфавит.
Этот учебник принёс автору всероссийскую славу и несколько десятилетий являлся основным учебным пособием как в небольших сельских мектебах, так и в крупных городских медресе не только у татар, но и у ряда других тюркских народов империи.
Несмотря на непростую жизнь, Ахмадхади Максуди никогда не переставал заниматься самообразованием и создавать всё новые и новые учебники по различным отраслям знаний. В 1896-99 годах он сдал экзамены по курсу Татарской учительской школы, а в 1903-05 годах являлся вольнослушателем Казанского университета.
В начале XX века из-под его пера выходят солидные и очень популярные в то время учебники по тюркской морфологии, синтаксису, арабской грамматике, обрядам ислама. Общий тираж изданий Ахмадхади Максуди, пользовавшихся повышенным спросом у преподавателей и шакирдов российских медресе, составил 1 миллион 200 тысяч экземпляров. Постепенно молодой преподаватель начал завоевывать авторитет среди казанского духовенства и буржуазии, превращаться в крупного идеолога мусульманского реформаторского движения.
В 1906 году, оставив на время преподавательскую деятельность, Максуди приступил к выпуску в Казани сначала еженедельной, а затем и ежедневной газеты «Юлдуз» («Звезда»), ставшей самым популярным изданием татарской периодики дореволюционного периода. Газета, выходившая более чем пятитысячным тиражом и просуществовавшая 12 лет, отличалась взвешенностью оценок, широким охватом событий, серьёзной аналитикой и спокойным, рассудительным тоном.
В ней активно сотрудничали видные представители национальной интеллигенции, а читателей привлекало в издании отсутствие политической ангажированности, резкое неприятие групповых, клановых, социальных распрей, твёрдая поддержка джадидских реформ в сфере народного образования, отстаивание принципов духовной и культурной автономии мусульманского населения России.
В эти же годы Ахметхади Максуди, избранный гласным Городской думы, впервые в истории открывает публичную татарскую библиотеку «Китапхана Исламия» (Исламская библиотека), в фонд которой он внёс 100 книг, ещё 448 изданий пожертвовали книготорговцы братья Каримовы. Предприниматели помогли Максуди с помещением, разместив библиотеку в своём доме на Тихвинской улице (ныне ул.Тукая, 37/20).
В читальном зале, рассчитанном на 150 мест, посетители могли знакомиться с произведениями русской, татарской, зарубежной литературы (всего 3500 наименований), местной и столичной прессой. Это детище Максуди в 1929 году было переименовано в Восточную библиотеку имени М.Вахитова.
Страстный просветитель и талантливый педагог, активный общественный деятель, Ахмадхади Максуди являл собой тип татарского интеллигента новой формации. Будучи сторонником коренных реформ в жизни нации, он в то же время отвергал разрушительный нигилизм, присущий некоторым представителям творческой молодёжи.
Он оставался глубоко верующим мусульманином, каждодневно соизмерявшим свои дела и поступки с шариатом, активно отстаивавшим исламские ценности. Именно в них богослов видел панацею от бед и вековой отсталости.
Ильмира Гафиятуллина