Ожившая история: как превратиться в настоящего хана?
Как почувствовать себя в настоящей татарской деревне, смастерить что-то своими руками, прикоснуться к многовековой истории своего народа и при этом дистанцироваться от городской суеты? Это очень просто – достаточно прийти в комплекс «Туган авылым» и найти там четырёхэтажную мельницу.
На входе вас встречают руководитель комплекса Фарида Бибарс и верная спутница «Мельницы» Песи Бике – приветливая и ласковая кошечка-хранительница.
По словам самой Фариды, проект стартовал 8 октября 2017 года, а уже 12 числа в гостях был депутатский корпус. «До этого мы находились в Кремле, откуда переехали в кладовую ремёсел, расположившись на втором этаже. Пару месяцев спустя руководство «Туган авылым» предложило создать интересный проект на базе «Мельницы». Тогда у меня сразу возникла идея совмещения традиционных ремёсел и знакомства с национальным костюмом, чтобы человек, который придёт, мог не просто пройти мастер-класс, но также примерить стилизованный ханский костюм, прочувствовать кожей историю своих предков. Ведь история костюма любого народа есть история самого народа», – уверена Фарида Бибарс.
Именно через такое полное погружение в свою культуру, люди больше узнают о своём роде, что сможет разжечь ещё больший интерес своей историей, культурой и традициями.
Главная цель проекта – не просто познакомить гостей мельницы с историей и культурой татарского народа, но и сделать каждого из посетителей чуточку счастливее, хотя бы на тот небольшой промежуток времени, пока он находится в мельнице. С этим прекрасно справляются и прикреплённые по всей длине лестницы к потолку подушки, на которых на татарском написаны различные тёплые слова и пожелания. Кстати, хороший способ для гостей выучить парочку добрых татарских слов.
Самое основное, по мнению Фариды, – донести до каждого жителя Казани и гостя столицы республики, что мы все одной крови: «Да, мы очень разные, но очень друг на друга похожи. Это доказывает и история костюма. Мы едины. И это понимание – не наносное, но изнутри прожитое единство народов, живущих в Татарстане, что отражается в костюме, в отношениях людей друг к другу, в праздниках».
Конечно, любой проект подразумевает не только яркие и интересные возможности, реализацию амбиций, но также и некоторые сложности. К примеру, у «Мельницы» главной проблемой стала узнаваемость проекта. Здесь очень велика роль мастеров, которые и по сей день передают своё мастерство каждому, кто переступает порог «Мельницы».
«Это уникальные люди, творцы, фанаты своего дела, которые любят людей и прекрасно разбираются в своём деле. Согласитесь, невозможно заниматься творчеством, если не любишь своё дело», – так характеризует своих коллег сама Фарида. Между прочим, аудитория мастер-классов, которые дают мастера, не имеет ни возрастных, ни национальных или религиозных ограничений – каждый может унести с собой частичку татарской культуры, которая будет его согревать холодными вечерами и напоминать о собственных корнях.
Первый этаж посвящён костюму. Здесь как житель Казани, так и гость столицы Татарстана может не просто ознакомиться с трансформацией традиционного татарского костюма, начиная со времён Волжской Булгарии и заканчивая XIX веком, но и почувствовать себя настоящим ханом или ханбике на примере богатой коллекции головных уборов различных субэтносов татар XVI-XIX веков.
Всё это сопровождается интересным рассказом об истории татарского костюма и деталях интерьера. Примечательно, что все костюмы стилизованы, но в основе их – исторические сведения и консультации специалистов.
«Эта идея – продолжение проекта «Бибарс-сарай, который положил начало данной костюмерной. С 2012 года и по сей день я заказываю и дошиваю костюмы, сотрудничая с профессионалами своего дела – дизайнерами, художниками и историками», – объясняет руководитель «Мельницы».
На последующих этажах расположились мастера по лепке из глины, тиснению по коже, чеканке монет и литью украшений (аж времён волжских булгар!), мыловарению и ткачеству – любой найдёт дело на свой вкус.
Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями!
Автор: Ильмира Гафиятуллина