«Незнание исламской культуры порождает исламофобию»: какие итоги принесёт международный форум?
В эти дни Казань виртуально и реально стала местом концентрации ведущих экспертов в области исламоведения, истории, филологии и журналистики, религиоведения, представителей органов власти России и Татарстана, российского мусульманского сообщества, сотрудников и учащихся исламских вузов и медресе. Это стало возможным в рамках международного традиционного форума «Ислам в мультикультурном мире», который проходит в стенах Института международных отношений КФУ.
В этом году в рамках форума большое внимание уделяется таким темам, как историческая преемственность исламской традиции от Мекки и Медины до Дербента и Болгара, ислам в меняющемся мире, Ближний Восток в эпоху пандемии. Также особое внимание уделяется вопросам в области этно-конфессиональной тематики и медийного пространства в мультикультурном мире, развития и сохранения языка и культуры в полилингвальной и поликонфессиональной среде.
Среди ключевых спикеров X Международного форума «Ислам в мультикультурном мире» – первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов, научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин, руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов, председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев, научный руководитель Департамента экономической теории, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Рустем Нуреев, муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин, заместитель председателя Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», генеральный консул Исламской Республики Иран в Казани Алибеман Экбали Зарч, генеральный консул Республики Турции в Казани Исмет Эрикан, генеральный консул Республики Казахстан в Казани Жанболат Мурзалин, генеральный консул Республики Узбекистан в Казани Фариддин Насриев.
Традиции или современность – что об этом говорит ислам?
Среди ведущих спикеров форума – доктор Эджаз Акрам, профессор сравнительного религиоведения и мировой политики Юго-Западного университета политики и права, Чунцин, Китай. По его словам, именно благодаря религиозным верованиям люди по всему миру смогли сохранить свои традиции и свои уникальные национальные особенности. «Объяснить, что значит традиция, традиционному обществу и обществу современному – несколько разные вещи. Ведь модернизм, который мы переживаем сейчас, – это относительно новое состояние общества, и мы не можем сказать, к чему это приведёт. А вот традиции – это то, с чем человечество живёт тысячи лет», – отметил спикер.
Именно традиция ведёт человека к религии, к Богу, уверен Акрам. «Почему вообще возникает вопрос о том, что ислам – это противостояние современным тенденциям развития общества? К сожалению, должен констатировать тот факт, что до сих пор есть люди, которые считают, что ислам – это путь назад, а мусульмане – ограниченные люди, которые живут прошлым. Те, кто так думает, не имеют личного опыта и абсолютно неправы в своих мыслях. Такое отношение порождает и исламофобию», – отметил спикер. Поэтому очень важно обращать внимание на укрепление взаимоотношений между традиционными религиями.
Подытоживая своё выступление, доктор Акрам отметил, что быть религиозным и быть духовным – это одно и то же. «Ведь что значит Бог? Вера в Бога – это часть нас самих. Нельзя быть человеком без духовности, без веры. У человека есть память о Рае, и сейчас он пытается это вспомнить, вернуть то ощущение внутренней гармонии. Мы пришли с небес, туда и вернёмся. Земля – это то место, где мы находимся в «тюрьме». И это «заключение» покажет наше истинное лицо».
Гуманизм – основа успешного общества
По мнению экс-генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой, ЮНЕСКО была создана как специальная организация ООН 75 лет назад для развития сотрудничества в области образования, науки и культуры. С тех пор прошло много лет, и мир изменился.
«Появляются новые технологии, меняется геополитика, экономика. И всё-таки есть ещё множество проблем, которые предстоит решить. В процессе развития мы потеряли где-то гуманитарные основы, ориентиры, которые должны вести нас к миру, который был бы более гуманным. Поэтому мне всегда казалось, что роль ЮНЕСКО не только не уменьшается, но и возрастает в этом быстро меняющемся мире. И я думаю о том, что нам нужен новый подход к гуманизму», – отметила спикер.
По её словам, идея гуманизма существует в самых различных культурах мира. В том числе и в русской культуре, а именно – в произведениях Толстого, Достоевского, Герцена. Само движение гуманизма ставит человеческую личность в центр всего политического и исторического развития.
«Нигерийский писатель Чинуа Ачебе заметил: «Вы должны найти способ принять что-то даже самое незначительное, самое малое от другого, чтобы это сделало вас целым». Если перевести это сегодня на наш язык мультикультурного мира, это означает принятие каких-либо элементов в культуре другого с уважением, пониманием. И Татарстан сегодня являет собой яркий пример такого гуманизма, эффективного межкультурного диалога», - подчеркнула экс-генеральный директор ЮНЕСКО.
Но сейчас, в современных реалиях очень важно заново посмотреть на концепцию гуманизма. «Что действительно сегодня важно для нашего мира? От чего зависит человеческое благополучие? Здесь и вопросы гуманизма, и вопросы этики, и нравственности. Это как будто отошло в мире немного в сторону, потому что мы все начали бегать только за экономическими достижениями, экономическим ростом, финансовыми результатами. Конечно, это всё важно. Но это не всё, что даёт человеку радость и полноценность в жизни, – обратила внимание участников встречи Ирина Бокова. – Поэтому вопросы образования и его ценности, этики и солидарности, культуры и целей науки взаимосвязаны сейчас. Вопросы, касающиеся того, как жить вместе, сегодня действительно стоят со всей остротой в мире».
«Мы должны вернуться к нравственным ценностям»
По её словам, эти вопросы в Татарстане стоят на повестке дня. Не зря Александр Герцен называл Казань местом встречи двух миров. «Я сама в этом убедилась, когда была в Татарстане. И я глубоко уважаю руководителей Татарстана – президента Рустама Минниханова, первого президента Минтимера Шаймиева. Не нужно далеко ходить за поиском ответа на вопрос «Как жить вместе?». Достаточно посмотреть на пример Татарстана, как там люди относятся друг к другу. И сегодня, когда в мире есть новые вызовы, необходимость возвратиться к этим нравственным ценностям возрастает, – резюмировала Бокова. – Нужно посмотреть, как мы относимся друг к другу. Очень много, к сожалению, эгоизма, очень много стран думают, что сами в одиночку справятся с этой проблемой. Сегодня сочувствие, солидарность, нравственность намного важнее».
Отдельный вопрос – это взаимодействие разных культур и религий. Как отметила Бокова, сегодня мы наблюдаем, как запускаются процессы манипуляций в этих областях: «Перед нами стоят два пути развития: либо мы согласимся жить только по барьерам наших наций, культур, религий и будем бесконечно враждовать, либо научимся жить в разнообразии, не ограничивая себя никакими рамками, приняв как факт, что гуманизм – это уважение человеческого достоинства в целом».
Мы должны понимать, что нигде в мире не существует чистой культуры, всегда есть взаимодействие культур, взаимовлияние друг на друга. И попытки отдельных личностей и партий вернуться сегодня во времена, когда якобы существовали чистые культуры или чистые религии, которые ничего не воспринимали от других, это большая иллюзия, которая ведёт человечество в тупик.
«Нам нужно уходить от негативного тренда попыток найти чистые культуры, и показать, что наоборот ни одна культура не развивалась в изоляции. Этого не было в истории человечества. Культуры обогащали друг друга, и именно поэтому формировались такие интересные сложные идентичности, – пояснила студентам и исследователям Ирина Бокова. – Есть тонкая грань, которая существует между гордостью за свою собственную культуру и тем, чтобы с не меньшим уважением относиться и к другим существующим в мире культурам. Не нужно проявлять нетерпимость и возвышать свою культуру над другими, важно понимать, что все культуры равны и одинаково хороши».
Патриотизм – это принцип национального взаимоуважения
Достаточно вспомнить слова великого гуманиста Чингиза Айтматова, который в том числе стоял у истоков создания Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир». Он считал, что в основе подлинного патриотизма всегда лежит принцип национальной толерантности. Айтматов был уверен, что патриотизм состоит в том, что человек, любя свою нацию и национальную культуру, понимает, что и в другой культуре существуют достойные ценности. Подняться же до осознания этой разницы немало помогает опыт взаимодействия с культурами других наций и народов.
Напомним, что Форум, поддержанный средствами Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, действует с 2011 года и является платформой для выступлений ведущих отечественных и зарубежных учёных в области исламоведения, мусульманских религиозных деятелей. Его организатором выступает Казанский федеральный университет.
За годы проведения форума в число его организаторов также входили Институт востоковедения Российской Академии наук, Общество востоковедов России, Казанское отделение Российского исторического общества, Центр исламоведческих исследований Академии наук Татарстана, Духовное управление мусульман Российской Федерации, Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Болгарская исламская академия, Российский исламский институт, Московский исламский институт.
Основной целью форума является объединение научных сил специалистов, занимающихся исламской проблематикой через обмен информацией о научных достижениях, координацию целей и задач, стоящих перед специалистами в данной области.