• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Необходимо объединить усилия для наведения порядка на рынке исламской литературы"

Время чтения: 5 мин
1761

Начало: Мусульманская литература в России: издательские и правовые проблемы

Сегодня в России существует «Федеральный список экстремистских материалов», вокруг которого ведётся достаточно много нескончаемых споров. Безусловно, существование подобного списка это не самая лучшая ситуация. Однако с другой стороны, пока что это единственный механизм хоть как то сдерживать активное распространение откровенно деструктивных материалов, которых достаточно много как в сетевом пространстве, так и в виде литературы, дисков и т.д.

Конечно, достаточно много вопросов по качеству экспертиз подобных материалов. Однако дискуссия, которая существует вокруг данного списка, особенно материалов исламского характера, излишне политизирована и скорее, направлена на выяснение отношений между различными конкурирующими силами, нежели попытку хоть как то разобраться, а тем более выправить ситуацию.

К примеру, почти всегда, когда заходит речь о списке экстремистских материалов, указывают на запрет книг. Однако если исходить из конкретной юридической сути, когда речь идет о материалах на бумажных носителях, имеются в виду издания. Именно конкретные издания, а не совокупность книг того или иного произведения.

Отчасти это задает бессодержательность публичных дискуссий, которые возникают по тем или иным прецедентным делам. К этим дискуссиям привлекаются именитые ученые, которые, несмотря на академическое признание, как правило, не имеют опыта экспертной работы, и не анализировали эти конкретные издания, о которых собственно идет речь.

Тем не менее, их позиция через определенную интерпретацию транслируется в СМИ. Причем, как представляется, делается это с целью оказания определенного давления, в том числе, на судебные органы, а не как попытка разобраться в конкретной ситуации.

К примеру, можно вбросить в СМИ обсуждение вышеобозначенной исторической книги Аль-Вакиди. Скорее всего, многие известные востоковеды укажут, что речь идет о сугубо историческом произведении, внесение которого в список экстремистских материалов будет абсурдным. Мало кто из них обратит внимание на то, что речь идет не об известном авторском произведении исторического характера, а о конкретном издании.

Ситуация с запретом конкретных изданий, в конечном итоге, приводит и к другим проблемам. В частности, недобросовестные издатели часто подменяют одни названия другими, изменяют авторство, к примеру, через интерпретацию куньи мусульманского автора и тем самым просто обходят запреты, по сути, не меняя содержание запрещенных материалов.

Правда и с другой стороны, силовики получают возможность, по сходным выходным данным, применять соответствующие меры, зачастую не разобравшись, аналогично ли содержание издания тому, который внесен список экстремистских материалов.

Наиболее непонятным выглядит другая правовая сторона использования списка экстремистских материалов. Как показывает правовая практика, основная ответственность в случае обнаружения данных материалов, ложится на обычных граждан, в то же время лица, которые стоят за подготовкой, изданием и тиражированием данной литературы, фактически остаются в тени.

В Казахстане один из верующих, после отбытия реального срока наказания, пытался в 2017 г. инициировать судебный процесс с целью привлечения к ответственности просветительскую организацию и издательство, которое выпускало соответствующую литературу, благодаря которой он проникся радикальными идеями и попал за решетку.

Кстати, тогда шла речь о переводе небезызвестного тафсира Абдуррахманаа Ас-Саади, издания которого были отрицательно оценено экспертизами, а также не рекомендованы к распространению Комитетом по делам религии Казахстана. Правда в конечном итоге до судебных разбирательств дело так и не дошло, по-видимому, в связи с прекращением деятельности как издательства, так и просветительского центра.

В этом аспекте улучшить ситуацию может более требовательное отношение к издательской деятельности, в частности, контролю над выходными данными, который сегодня, в том числе, частично регулируется законодательством Российской Федерации.

Крайне необходимо, чтобы литература не просто имела выходные данные, а чтобы они при необходимости позволяли полностью установить конкретных издателей и ответственных лиц. Важно, чтобы не только типографии и издательства, но и книжные магазины, распространяющие литературу с фальсифицированными данными, несли за это ответственность.

Сегодня же, основная ответственность перенесена на лицо, у которого изымается литература из экстремистского списка, а причастные к массовому тиражированию и распространению фактически ответственности не несут. Достаточно просто изъять один экземпляр материала, запылившуюся книжку на полке, которая могла попасть к человеку вообще случайно и с содержанием которой он даже не знаком.

Однако в целом, нужно отметить, что сегодня необходимо задуматься о максимальной минимизации подобных карательных механизмов со стороны государства. Речь, конечно же, не идет о полном отказе от любых попыток регулирования ситуации. Это окончательно погрузит в хаос весь рынок издательской продукции.

Сегодня, в первую очередь, речь идет о необходимости объединения усилий со стороны духовных управлений с целью наведения порядка на рынке исламской книжной продукции. Важно выработать некий общий вектор развития издательской деятельности в соответствии с имеющимися у российских мусульман вероучительными традициями.

Одним из предложений, которое уже было озвучено муфтием Духовного управления мусульман Республики Татарстан - это создание соответствующего Экспертного совета при Болгарской исламской академии, который мог бы проводить работу по предиздательской подготовке исламской литературы.

Если такой механизм запустить максимально эффективно, тогда можно снять целый ряд вопросов по ситуации, сложившейся вокруг запрета экстремистских материалов. В частности, необходимо определить основной каркас классической вероучительной мусульманской литературы и ее переводов в России. Провести их тщательную подготовку, чтобы именно эти издания заняли основное место на рынке исламской книжной продукции в России и максимально вытеснили литературу непонятного происхождения.

Уверен, в этом заинтересованы не только отечественные исламские объединения, но и сами правоохранительные органы, которые испытывают, в том числе, общественное давление вокруг многих прецедентных дел по вопросу запрета отдельных изданий исламского характера.

Ринат Патеев, директор Центра исламоведческих исследований

 

Социальные комментарии Cackle