• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Нация - это общность языка, религии и традиций"

Время чтения: 5 мин
4492

Впервые богатое наследие татарского устного народного творчества (пословицы и поговорки) и толковый словарь татарского языка к печати подготовил Джамал Валиди. Это был один из самых ярких и прогрессивных представителей просветительского движения среди татар, ставший основателем татарской профессиональной литературной критики и эстетической мысли. Именно из-под его пера вышли первые в истории аналитические литературно-критические труды о произведениях таких выдающихся деятелей татарского народа, как Габдулла Тукай, Гаяз Исхаки, Шариф Камал.

Родился Валиди 2 октября 1887 года в деревне Апастово. Образование получил в знаменитом медресе «Буби», где и предполагал продолжить свою педагогическую деятельность. Но Всевышний определил ему другой путь: в 1911 году медресе разгромили и Джамал перешел на работу в медресе «Хусания» в Оренбурге. В этот период жизни (1911-17 гг.) исследовательская работа Валиди идет особенно бурно. В печать выходят его труды, оставившие заметный след в истории татарской общественной мысли XX века: «Нация и национальное» (1914), «Течение татарской литературы» (1912), а также многочисленные статьи в газетах и журналах, которые издавались в Оренбурге («Вакыт», «Шура») и в Казани («Ан», «Мугаллим», «Сююмбике»), а также на страницах изданий «Новая жизнь», «Вестник общества изучения Татарстана».

Преподавательская деятельность Джамала Валиди продолжилась в Казани на курсах подготовки учителей в Восточной академии. Параллельно он работал в Комиссариате земледелия, руководил комиссией по разработке терминов татарского языка, а с 1923 года – в Восточном педагогическом институте доцентом кафедры татарского языка и литературы.

Валиди обрел известность в качестве историка общественной мысли, литературного критика и языковеда. При этом не стоит забывать и о выдвинутой им идейно-политической концепции. Уже в первых своих выступлениях Джамал заявил о приверженности линии реформаторства и обновления татарской общественной мысли, предшественниками которой были А. Курсави, Ш. Марджани, К. Насыри. Будучи представителем джадидизма, Джамал Валиди говорил о необходимости проведения реформы мусульманской школы, создания светской системы образования и европеизации культурной жизни. Он поднимал проблемы общественного и национального прогресса, изучая возможности использования достижений западной цивилизации в татарском обществе.

Взгляды просветителя были составной частью того идейного процесса, который стал выражаться преодолением старых взглядов о татарском обществе только как о мусульманской общине. Из-за отсутствия у татар государственности после падения Казанского ханства в XVI веке, в течение нескольких веков мусульманская община заменяла им практически все общественно-политические и этнические. Это было предпосылкой того, что вплоть до рубежа XIX – XX веков национальное самосознание у татар отождествлялось только с религиозной составляющей.

Понимая, что в формировании татарской нации значительную роль играет религия, Валиди отмечает, что в жизни угнетенных народов ее роль увеличивается. Однако он отчетливо видит собственную природу национального развития, имеющую специфические черты и опирающуюся не на религиозную основу, а на этнические компоненты. Формирование народов в этническом отношении, по его мнению, проходит через ряд этапов. Валиди подчеркивает закономерный характер возникновения нации, которую можно задержать в развитии или притеснять, но силой одолеть невозможно.

Среди признаков, обеспечивающих целостность нации, Валиди называет общность языка, религии, происхождения, традиции и отчизна. Безусловно, все эти факторы нельзя поставит на один уровень по значимости. Именно поэтому Джамал среди всех признаков нации особо выделял язык и литературу, имея в виду под последней всю философскую, общественную, научную и художественную мысль народа.

В книге «Очерки истории образованности и литературы татар» (1923) Джамал Валиди дал развернутую характеристику основных этапов развития татарской общественной мысли с древнейших времен вплоть до 1917 года, оценивая деятельность многих представителей татарской науки и культуры XIX-XX вв.

Именно Джамал Валиди стал первым среди литературоведов и критиков дореволюционного периода, кто сделал полноценный анализ идейно-эстетической эволюции творчества Габдуллы Тукая. Результатом стал выпуск в печать в 1914 году издания «Собрание сочинений Г. Тукая» со своим предисловием. Продолжив изучение творчества поэта, Валиди четыре года спустя переиздает сборник. В предисловии книги, а также в научной работе, изданной в 3-4 номерах журнала «Магариф» (1923), автор рассматривает творчество Тукая, разделив его на периоды и жанры, делая попытку создать научную биографию поэта. Валиди отмечает, что главная черта творчества Г. Тукая – это гуманность, проникновение в душу народа и воспроизведение ее в своих произведениях.

Особую роль Джамал Валиди сыграл в разработке методологии современного татарского языкознания и в его становлении как подлинно научной дисциплины. Здесь татарский просветитель показал себя не только как выдающегося теоретика, но и как деятельного практика, умелого организатора. В связи с этим нельзя не отметить широту научных интересов ученого. Его лингвистическая деятельность включала в себя изучение теоретической и практической грамматики, актуальных проблем графики и орфографии, лексикологии (особенно терминологии), истории литературного языка и языкознания, методики преподавания родного языка, а также общих вопросов развития тюркских языков. Составил и подготовил к изданию «Полный словарь татарского языка» (1927-29гг.), где впервые применил лексикографические принципы, актуальные и для современной тюркологии. Он умело связывал свои лингвистические исследования с актуальными проблемами общественной жизни.

Несмотря на свой значительный вклад в развитие и просвещение татарского народа, Джамал Валиди не избежал репрессий 30-х годов XX века. В начале 1930 года он вместе с Гали Рахимом, Садри Джалалом и другими деятелями татарской культуры проходил по делу так называемого «филиала султангалиевской организации в Татарии» и был осужден на 5 лет. После реабилитации ученого в 1959 году (29 сентября) исследователи, работающие в области татарского языкознания, все больше и больше обращаются к его многогранному и богатейшему наследию.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика