• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Мы взяли много из Европы, при этом не имея собственного мусульманского стиля. И это очень печально"

Время чтения: 4 мин
5669

«Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту (чтобы не оголяли свое тело; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин), помимо лишь того, что явно. И пусть набрасывают шаль на грудь (пусть не оставляют открытым вырез на одежде в области груди). Пусть не демонстрируют свою [женскую] красоту, кроме как своим мужьям…» (Священный Коран, сура «ан-Нур», аят 31).

Является ли необходимостью красиво выглядеть для мусульманина или мусульманки? Бывает ли мусульманская мода, и вообще нужна ли она? Ведь во время Пророка (мир ему и благословение) не было никакой моды, и все одевались так, как им предписывал ислам. Каковы взаимоотношения ислама и моды? Именно об этом говорили в рамках очередного заседания мусульманского дискуссионного клуба в Галиевской мечети.

На этот раз в роли экспертов выступили казый Северо-Западного региона РТ Рустем хазрат Валиуллин и Рузана Хуснутдинова.

По словам экспертов, на сегодняшний день мы столкнулись с тем, что все европеизировано.

- Мы взяли много из Европы, при этом не имея собственного, мусульманского татарского стиля. И это очень печально.

Сейчас, среди изобилия продукции, производимой многочисленными домами мод и поставляемыми во все точки мира, люди могут найти все, что душе угодно, кроме одного – близкого и греющего душу национального колорита. В связи с этим мы можем наблюдать все растущую тенденцию со стороны модельеров и дизайнеров – придание современной одежде национальных черт, украшающих итоговый продукт и придающих ему уникальность.

Однако несмотря на то, что на выходе получается единичный и неповторимый продукт, одежда с татарским традиционным орнаментом стоит отнюдь не дешево – от 5 тысяч рублей и выше. Согласитесь, это нельзя назвать работой на массового потребителя. К тому же, на каждый готов носить традиционную татарскую одежду каждый день. Да и нельзя ввести в свой гардероб отдельную деталь с национальным колоритом, нужно менять весь гардероб.

Привычные для арабских стран абаи совсем не характерны для татарских девушек. Здесь дизайнеры решили создать образы, которые могли бы сочетать в себе и национальный, и религиозный аспекты. Хорошим решением в этом случае становятся длинные платья с рукавами и юбки в пол, на которые наносятся народные орнаменты.

Но, как говорится, мода меняется, а шариат остается.

Одежда в исламе никогда не являлась средством выражения индивидуальности. Мусульманская одежда прикрывает от посторонних взоров части тела, которые подлежат сокрытию, и защищает человека от холода. Вместе с тем ислам уделяет большое внимание изяществу и опрятности одежды. Не существует понятия «мусульманская мода» или какого-то единообразного одеяния для всех. Однако есть определенные нормы и правила, которых мусульманин должен придерживаться, сохраняя достаточную свободу выбора. Среди них выделяют как общие положения, так и правила, касающиеся только мужчин или только женщин.

Общие нормы сводятся к следующему:

1. Одежда женщины в исламе должна отличаться от мужской, ибо женщинам не пристало носить мужскую одежду или копировать ее.

2. Одежда является лишь средством, она не должна быть самоцелью и поглощать ум человека. Однако это не предполагает аскетизма, важно найти золотую середину.

3. Не следует носить вызывающую одежду с целью показать высокомерие или кичливость, либо с тем, чтобы привлечь взгляды. Носить добротную одежду – хорошее дело при условии демонстрирования милости Аллаха. Вызывающая одежда, с одной стороны, и аскетизм, с другой, – две греховные крайности, запрещенные Шариатом.

4. Мусульманская одежда должна полностью скрывать части тела, подлежащие сокрытию от посторонних взоров. Мужчинам следует закрывать область от пупка до колен, женщинам – все тело, за исключением лица и кистей рук. При этом одежда для мусульманок не должна быть облегающей в области скрываемой части тела.

5. Важно следить за чистотой одежды.

Что касается украшений, то ислам запрещает два вида украшений для мужчин и разрешает их для женщин. Речь идет о золотых украшениях и одежде из натурального шелка. Пророк (мир ему и благословение), взяв в правую руку шелк, а в левую золото, провозгласил: «Эти (две вещи) запрещены мужчинам моей уммы». Этот запрет имеет воспитательные и нравственные цели. Ислам, как религия доблести и борьбы, формирует в мужчине сильные качества, ограждая его от всяческих проявлений слабости.

Аллах создал мужчину, отличающимся от женщины физически, поэтому ему не к лицу соревноваться с женами в изысканности нарядов, к тому же, с точки зрения Корана, роскошная жизнь ведет к ослаблению и упадку нации. Также Всевышний Аллах делает предостережение женщинам: « ... и пусть не бьют своими ногами, чтобы узнавали, какие они скрывают украшения…» (Коран, сура «ан-Нур», аят 31).

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle