• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Мусульманские психологи могут вытащить человека из состояния самобичевания"

Время чтения: 4 мин
5297

Проблема духовной безопасности как отдельно взятого человека, так и целого общества всегда была одной из главнейших. Как молодому специалисту найти себя и реализовать свой творческий потенциал, как реализовать социальные лифты для населения, какие вообще есть альтернативы для собственной реализации? Что мы сегодня можем противопоставить псевдо-идеологии «любви» деструктивных культов? Именно этими вопросами задались участники круглого стола «Координация деятельности по духовной безопасности общества», проведённого в рамках открытия регионального представительства Ассоциации исламских психологов.

- Вопрос психологически здорового общества исключительно важен, – обратился к собравшимся руководитель аппарата Антитеррористической комиссии по РТ Ильдар Галиев. – К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что для дестабилизации общества и в целом государственной системы используется сфера религии. Психологический аспект эффективного противодействия террористическим организациям абсолютно очевиден – обратите внимание, что в подобного рода структуры человек без какого-либо духовного поиска, довольный своей жизнью никогда не пойдёт. Другой вопрос, как эти проблемы, запрос на помощь извне у таких людей возникает.

Здесь чётко видна причинно-следственная связь между травмами, социальными деформациями, которые идут зачастую с детского возраста и переходят уже во взрослую жизнь, и деструктивными организациями, которые такому индивиду преподносят всё на блюдечке, обещая решить все существующие проблемы. Здесь особая роль возложена на психологов, в том числе на мусульманских, которые, используя свой опыт, могут вытащить человека из состояния самобичевания и обиженности на всё общество.

- Сейчас, когда мы говорим о психологии религии, то здесь крайне важно подходить к этому вопросу системно, изучать каждую ситуацию отдельно, анализируя возможные варианты выхода из противоправной деятельности, способы профилактики попадания в деструктивные культы. Особое место здесь занимает и молодёжная государственная политика, и тот же институт наставничества, который позволяет направить неуёмную энергию в правильное русло. Инструменты для ведения такой деятельности есть, а вот уровень профессиональной компетенции значительно ниже самого запроса.

Именно этот вопрос призвана решить недавно открытая Ассоциация исламских психологов, которая среди своих задач обозначила координирование деятельности психологов, работающих с мусульманами и региональное отделение которой теперь действует на территории Республики Татарстан. Как отметила руководитель этой программы, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, доцент кафедры школьной психологии МГППУ РФ, член редколлегии журнала «Ислам в современном мире» Ольга Павлова, новая организация занимается практико-ориентированной деятельностью – это не только оказание помощи и обмен опытом, помощь неофитам в Исламе, но и работа с заключёнными, поиск специалистов и проведение онлайн-консультаций по необходимости.

- Потребность в консультировании мусульман есть. Это стало ясно по итогам нашего двухдневного научно-практического семинара «Психологическое консультирование мусульман: основы теории и практики», где мы постарались затронуть такие вопросы, как особенности психологического консультирования мусульман, презентация учебно-методического пособия по профилактике экстремизма среди школьников, причины и профилактика религиозно-мотивированного экстремизма, фанатизм и его последствия, методы распознания вербовки, координация деятельности по духовной безопасности общества.

Зачастую люди идут в радикальные организации за удовлетворением потребности в более опытном коллеге, а выходят оттуда с необходимостью нести ответственность за кого-то. Этот вектор является уже позитивным по своей значимости. С точки зрения ресоциализации вероятность негативных последствий от такого человека в разы ниже.

По словам Закира Шарипова, те, кто идут в подобного рода деструктивные организации, хотят чувствовать себя частью группы, принадлежать к какому-то обществу. Они постоянно задаются вопросом: к кому я должен относиться? И важный момент реабилитации таких кадров – донести до них тот факт, что нет необходимости принадлежать к конкретной организации, быть в узком кругу «избранных».

- У них у всех убеждённость, что именно их группа представляет собой истинный Ислам. Переубедить их тяжело, но мы пытаемся закинуть зерно сомнения, которое заставит их мыслить. Ведь критическая литература есть, есть научные труды, способные опровергнуть теологически все эти идеологические структуры.

Отдельным пластом проводится работа с бывшими заключёнными, принявшими Ислам во время отбывания наказания. Этим занимается Центр реабилитации осуждённых под руководством Азата Гайнутдинов.

Проведение круглых столов, семинаров, активное сотрудничество с психологами, педагогами, теологами, работа по ресоциализации и предотвращению ухода в радикально настроенные организации, взаимодействие с молодёжью, помощь в выборе профессии, участие в формировании личности – все эти мероприятия должны проводиться комплексно. Лишь в этом случае можно будет активно противостоять деятельности деструктивных культов.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle