Может ли сосуществовать наука c Исламом?
Равны ли между собой по образу мыслей верующий и убеждённый атеист? К чему может привести полнейшая секуляризация общества? В чём смысл жизни человека? Какова научная составляющая нашей веры? Согласитесь, достаточно философские вопросы, которые, пожалуй, не раз будоражили ум каждого из нас. И каждый новый поиск ответов приводит к созданию всё новых теорий, которые зачастую разбиваются о реальность.
И по сей день учёные с мировым именем продолжают ломать голову над тем, как появилась Вселенная, конечна ли она, каков замысел создания людей? Каждое из научных направлений, будь то философия, антропология или физика, пытается дать ответ на вопросы, мучающие человека с начала времён.
Но в этом бесконечном поиске нет необходимости заходить очень далеко, достаточно познакомиться с Исламом, открыть Коран – здесь ты найдёшь объяснения тому, как появилась Вселенная, в чём смысл твоей жизни и почему всё устроено так, а не иначе. Об этом говорил и преподаватель РИУ, автор книг и статей по акыйде, ханафитскому фикху Ахмад аль-Ханафи в рамках очередного лектория ДУМ РТ.
Чем опасен секуляризм?
- Откуда взялся человек? В чём смысл его жизни? Каковы особенности взаимоотношения человека с его Творцом? Действительно, все эти и многие другие вопросы, которые, по идее, и должна разбирать религия, давать представление обычному человеку. Это именно та отрасль знания, которая даёт нам понимание того, в чём смысл жизни, что нас ждёт после смерти. В этом отношении всех людей можно разделить на две категории – верующий и не верующий в Бога. Разница между этими людьми колоссально различна, поскольку они представляют собой диаметрально противоположные картины мира, различные восприятия всего сущего, в том числе первопричин каких-либо явлений.
Конечно, с точки зрения биологии и социологии верующий и атеист есть люди, и каждый из них заслуживает равно уважительного отношения к себе, но это не умаляет разницу между ними. По сути, сам факт того, что атеист смотрит на мир иными глазами, не является проблемой до тех самых пор, пока он не навязывает кому-либо свою точку зрения, указывая, что можно делать, а что нет.
- Главная идея секуляризма – религия не должна быть определяющей в жизни общества (невмешательство в законы, отделение религии от государства, «вера в душе», а богословие не имеет право считаться наукой). Соответственно, секуляризация – процесс изгнания религии из жизни человека, из общества. По сути, секуляризм делит человечество на людей высшего и низшего сорта, что крайне опасно. Идеальная религия для секуляриста – вера в какие-то высшие силы, которая бы никак не проявлялась в его обыденной жизни.
Люди верующие, не только мусульмане, утверждают, что мир имеет начало, и есть Тот, кто дал Вселенной это начало. В Исламе это положение основывается как на рациональных доводах, так и на изречениях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего): «Был Аллах и не было ничего до Него» (хадис передал Бухари).
Стоит отметить, что долгое время для атеистов господствующей идеей была мысль о том, что у мира нет начала и нет конца, Вселенная бесконечна и никто её не создавал. Так было вплоть до XX века, когда была озвучена теория большого взрыва. Именно в этом время впервые массово материалисты допустили возможность того, что Вселенная была создана и приняла ту форму, которую она имеет сейчас.
Согласно их мнению, помимо начала, мир имеет и конец, о чём, примечательно, люди религиозные говорили очень давно, опираясь на аяты из Корана. Даже Стивен Хоккинг в «Краткой истории времени» говорит о том, что, при условии начальности и конечности Вселенной, нужно признать и тот факт, что есть тот, кто создал эту Вселенную.
- Да, мир имеет начало, но он появился не сам по себе, а в результате действия Творца Всемогущего и Всезнающего. Всё это есть основополагающий аспект нашей акыйды, нашего вероубеждения. И заметьте, что ещё никто за всё время не смог предоставить доказательства, опровергающие то, что говорится в Коране. Скорее, даже наоборот, - учёные в процессе познания мира приходят к тому, к чему мусульмане пришли уже много веков назад.
Смысл жизни человека в поклонении?
Всё в мире происходило и происходит в результате действий Всевышнего Творца. Он создал этот мир первоначально и продолжает его создавать сейчас. Мы, люди, не творим свои действия, а лишь делаем выбор. Но для чего же мы были созданы? В чём наше предназначение на земле?
- Люди зачастую не задумываются над тем, для чего они живут, или, возможно, просто забыли, что их первое предназначение – это поклонение Всевышнему Аллаху. Зачастую можно услышать такие фразы, как «Я живу ради своей семьи», «Моя жизнь – моя работа». Но ведь Аллах Всевышний говорит в Благородном Коране: «Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу» (сура «аз-Зариат», 56 аят).
Мусульмане часто забывают об этом. Глубинный смысл аята говорит о том, что Аллаха ни в чём не нуждается, ибо Он – Абсолют. Весь смысл земного мира и сотворенного Создателем заключается в том, чтобы освободить души наши от животных пережитков и наполнить их божественной любовью.
По сути, вся жизнь истинного мусульманина – это ежедневное поклонение Всевышнему в самых разных формах, каждую секунду своей земной жизни. Поклонение – это, безусловно, очень непростая задача, которая требует постоянного ограничения собственного нафса, который обладает силой и требует постоянного выполнения своих эгоистичных потребностей – вкусно поесть, выпить одурманивающий напиток, совершить прелюбодеяние, дать прорваться наружу гордыне и многое другое. Нет ни доли сомнений, что если человек увлечен этими иллюзорными ценностями, то он обязательно забудет про своего Творца и том, что всем обязан Ему.
- Поклонение есть подчинение Создателю, это то, что определяет наши цели и стремления. Быть рабом Творца – познавать Его, поклоняться Ему, стараться достичь Его довольства, выполняя оставленные Им предписания. Человек одновременно может быть и рабом, и наместником Божьим на земле. Ведь что значит быть «наместником»? Это принимать решения в отношении себя самого, нести ответственность за свою семью, за тех, кто зависит от тебя.
Богословие – не наука?!
Часто приходится сталкиваться со стереотипом, что религия является противоположностью науке. В основе этой ошибочной веры лежит память о преследовании средневековой инквизицией тех, кто продвигал дело научного познания. В результате тех печальных событий имена многих великих деятелей науки оказались в забвении.
- Поймите, что религия и наука прекрасно совместимы, если правильно понимать науку, если не понимать её так же узко, как Карл Поппер и его последователи. Они в основу критерии научности конкретной области знаний ставили возможность опровержения теории путём практических опытов. Но ведь таким образом науками станут только точные сферы – математика, физика, химия. А как же область гуманитарных знаний? Нужно понимать, что у каждой науки есть свой предмет, каждая из них несёт свою пользу. При этом религия и наука ни в коей мере не оспаривают и не опровергают друг друга: физика занимается строением Вселенной, а богословие – вопросами существования Бога или вечной жизни.
Всевышний Аллах поощряет стремление человека узнавать что-то новое. В Коране сказано, что Творец гордится теми, кто стремится к знаниям. Также научная деятельность представляется, как необходимое занятие каждого мусульманина. В Благородном Коране не раз задаются вопросы о природных явлениях, которые подталкивают к изучению окружающего мира.
Аллах ставит наводящие вопросы, ответить на которые можно только изучив физику, химию и астрономию. Мусульмане, ещё с начала становления религии Ислам, являлись отличными ботаниками и геологами. Из этого следует вывод о том, что Ислам всячески содействует развитию науки и считает ее богоугодным делом.
Душевный кризис – Коран или новомодные психологи?
С каждым годом всё большую актуальность приобретают всевозможные тренинги личностного роста, обещающие успех не только в карьере, но и в семейной жизни, в том числе и для мусульман. Казалось бы, у мусульман не должно быть никаких проблем – их религия решает всё. Да и в Благородном Коране можно найти ответ на любой волнующий вопрос. Так что же происходит с верующим, когда в его жизни наступает период душевного кризиса? К кому бежать, где искать спасения?
- Считаю, что духовные кризисы – это полезно. Человека неверующего они способны заставить прийти к вере, выпасть из будничной рутины, задуматься о чём-то более высоком, направить на поиск, конечным итогом которого станет принятие веры и сердцем, и душой, и мозгом. А человека верующего они могут сподвигнуть к размышлению о том, правильным ли путём он движется, задуматься о скоротечности времени и хрупкости своей жизни и бытия, своего здоровья и прочее. Но не стоит сразу бежать к всевозможным психологам, искать ответа на свои вопросы только у них.
Напомним нашим читателям, что в рамках «Лектория» участников ждут ежемесячные захватывающие публичные лекции и дискуссии с участием известных спикеров. В следующий раз участники вместе с приглашёнными экспертами обсудят тему теории эволюции и что о ней говорит Ислам.
Ильмира Гафиятуллина