• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Мы умираем и с собой уносим лишь одно – сознание того, что мы ничего не узнали…»

Время чтения: 9 мин
13555

А Вы когда-нибудь задумывались над тем, откуда появился термин «медицина»? Среди учёных и исследователей бытует мнение, что появление этого слова связано с именем Ибн Сины (Авиценны), великого восточного мудреца, медика, учёного – «мадат Сино».

А если обратиться к истории Испании, то после восточного ренессанса многие западные учёные переписали, переосмыслили труды восточных мыслителей. Если бы не было ренессанса на Востоке, то не было бы Европейского. Но, несмотря на это, в достаточно популярной серии «100 великих учёных мира» нет ни слова ни о биографии, ни о великом вкладе мусульманских учёных в становление мировой науки. Именно это и стало решающим толчком к созданию фильма об Ибн Сине – Авиценне.

Пожалуй, не найдётся в мире человека, который бы не знал об Авиценне, не следовал его философии или не использовал его открытия и достижения в своей жизни. Ибн Сина (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) входит в число людей, которые наложили яркий отпечаток в истории человечества. Он известен как врач, философ, математик, музыкант, поэт, великий учёный, который внёс неоценимый вклад в 29 сферах науки.

Точное количество его трудов неизвестно, но исследователи колеблются между цифрами 160 и 450. Его книги сжигали, растаскивали, прятали, но даже простое их перечисление звучит впечатляюще: «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания». Внушительно, не так ли?

Поэтому ещё более удивительно и не совсем понятно, почему о таком выдающемся учёном Востока нет ни слова в популярном и регулярно транслируемом цикле короткометражек «100 великих учёных мира». Эту ошибку решил исправить режиссёр Шухрат Махмудов, сняв фильм «Свет с Востока» по сценарию своей жены Разики Мергенбаевой.  

Основой фильма стало знакомство известного в мире учёного-энциклопедиста Ибн Сины с великим мыслителем Абу Райханом Беруни. Съёмки проводились на территории нескольких стран – Узбекистан, Иран, Франция и Россия, а роль восточного мыслителя сыграли молодые талантливые актеры Хасан и Хусан Салиховы.  

Фильм получился биографическим, просветительского характера. По словам самого режиссёра, сначала он хотел рассказать больше о его научных работах, но, проанализировав имеющиеся фильмы об Авиценне (так Ибн Сину называют западные исследователи), Шухрат Махмудов принял решение о подготовке просветительской картины, чтобы постараться как можно полнее передать те условия, в которых трудился энциклопедист с малых лет, вбирая в себя все существующие на тот момент знания и навыки.

Первые кадры фильма символичны – мы видим поднимающегося по лестнице ещё совсем юного Ибн Сину. Но вот картинка меняется, и мы видим готовящуюся ко взлёту ракету…

Священная Бухара – цитадель учёности и богословия. Само слово «Бухара» означает обитель знаний. Но не только Бухара, но и другие города были средоточием науки, культуры и зодчества. Именно на земле Хорезма была создана книга «Авеста» - уникальный духовный памятник мировой культуры. Раннее средневековье в Центральной Азии – это резкий подъём и расцвет невероятно мощной интеллектуальной цивилизации, давшей толчок преображению всего мира.

«Восточный ренессанс» - так было названо это уникальное явление. Это была пора великих гениев. Таких, как энциклопедист Абу Наср Аль-Фараби, «Аристотель Востока»; математик Мухаммад Аль-Хорезми – основатель алгебры; астроном и географ Ахмад Фергани, одним из первых доказавший, что Земля имеет форму шара; свято чтимые учёные-богословы имам Аль Бухари, имам Термизи и множество других прославленных в веках имён…

«Говорят, что Запад – тело, а Восток – дух. Но был человек, объединивший в себе весь мир. Самой универсальной головой эпохи был Абу Али Ибн Сина…

Есть древнее восточное поверье: когда рождается гений, то люди слышат не плачь, а смех младенца, и все птицы вокруг поют», - так начинается повествование о непростой, но очень плодотворной жизни одного из величайших учёных Востока, который разделил науку, в том числе и медицину, на до и после Авиценны.

Родился Ибн Сина в 980 году в семье богатого человека в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) недалеко от Бухары, тогдашней столицы государства Саманидов. С переездом семьи в столицу одарённый с младенчества мальчик получил доступ к широким знаниям, ведь на тот момент Бухара являлась образовательным центром, куда активно съезжались различные философы, врачи, поэты для посещения дворцовой библиотеки.

Ещё в раннем детстве Авиценна отличался от своих сверстников невероятной любознательностью, удивляя взрослых постоянными вопросами, демонстрируя зачастую своим воспитателям гораздо более глубокий взгляд на вопросы бытия.

Едва юноше исполняется десять лет, как он уже наизусть может читать Благородный Коран. Окружающие Ибн Сину люди поражались успехам талантливого подростка. Тогда отец принимает решение забрать сына из школы для усиленной подготовки в индивидуальном порядке. К нему на дом начинает приходить учитель (приезжий старец), преподавать физику, астрономию, философию, географию и другие предметы.

Спустя некоторое время ученик по уровню знаний достигает своего наставника и принимает решение начать самостоятельное обучение, чтобы найти ответы на мучавшие его вопросы. В четырнадцать лет не по годам развитый парень увлекается медициной, изучив все имеющиеся в городе трактаты и даже начав посещать самых трудных больных, чтобы глубже понять истины науки. К занятиям медициной привлёк Ибн Сину известный врач и автор основного медицинского учебника того времени Абу Сахл Масихи.

Однажды во дворце произошел необычный случай: заболел глава государства, но никто из придворных врачей не мог подобрать ему правильное лечение. Тогда к эмиру был приглашен молодой Авиценна, давший нужные рекомендации и успешно выявивший вид болезни. После этого случая Ибн Сина становится личным врачом правителя. Новая должность открыла ему путь к книгам дворцовой библиотеки, ради которой съезжались люди со всего света.

Уже к 18 годам грамотный юноша позволяет себе дискуссировать с выдающимися учёными Востока и Средней Азии по переписке. А в 20 лет из-под его пера выходят такие книги, как «Обширная энциклопедия», издания по этики и медицинский словарь.

Однако приходит война – Бухару захватывают тюркские племена, которые громят и сжигают столицу практически дотла, разрушив богатую библиотеку. Отец Ибн Сины погибает, и юноша принимает решение покинут Родину, ещё даже не зная, что больше не будет суждено ему ступить на родную землю Бухары. С этого момента вся его дальнейшая жизнь будет полна интриг, зависти к гению своего времени и всего Востока и постоянных скитаний по миру.

В Хорезме молодой врач находит себе много друзей, а вскоре сюда прибывают и его бывшие наставники Масихи и Бируни. Местный правитель города способствовал развитию различных наук, разрешая собираться во дворце учёным для плодотворного общения.

В те годы государство запрещало вскрывать человеческие тела для изучения их строения. Нарушители закона подвергались смертной казни, но Авиценну и Масихи нельзя было остановить этим законом от жажды знаний и желания усовершенствовать тот уровень медицины, вывести его на новый уровень, чтобы помогать людям. И вот спустя некоторое время учёные приглашаются к султану.

Было известно, что подобные приглашения грозят учёным и поэтам смертью. Помня об этом, Ибн Сина и его соратник решаются бежать. Не рассчитав в спешке должное количество необходимой воды и еды, да ещё и попав в ураган в пустыне, Авиценна лишается своего наставника Масихи. Впереди у учёного – годы скитаний, попытки скрыться от грозного султана и смена имён. Но это не стало преградой на пути его научной деятельности.

В 1016 году Ибн Сина останавливается в Хамадане (бывшая столица Мидии). В то время там правили малообразованные эмиры, что стало для Авиценны преимуществом. Он быстро получил должность главного врача местного правителя и даже был удостоен звания главного министра-визира.

Годы проживания в Хамадане позволили учёному довести до логического завершения первый том его основного труда – книги «Канон врачебной науки», которую и по сей день изучают в медицинских институтах, поражаясь сделанным открытиям.

За достаточно короткий срок «Канон» превратился в энциклопедию мирового значения, используемую также на территории Древней Руси. Даже если бы учёный больше ничего не написал, кроме «Канона», то одним этим трудом он обеспечил бы себе бессмертие. 5 000 страниц в современном издании, около 2 000 заболеваний. После описания симптомов, следуют подробные способы лечения.

Он предлагал лечить не болезнь, а больного, говорил о третьем состоянии организма – между здоровьем и болезнью (речь о хронической усталости). Ибн Сина сначала определял конституцию человека, его психотип, образ жизни. Исходя из этого, он пытался сбалансировать организм как целостную модель.

Состоит эта работа из пяти томов:

1 том – медицинская наука (описание острых хронических заболеваний, их диагностика, лечение, хирургия).

2 том – рассказы о простых лекарствах природного происхождения.

3 и 4 тома – рекомендации лечения болезней человеческих органов, переломов тела.

5 том – описание свойств сложных лекарств самостоятельного приготовления Авиценны, а также с указанием ссылок на древних врачей Европы и Азии.

Вплоть до наших дней в Европе все медики учились именно по «Канонам» Ибн Сины. Этот труд стал самым изучаемым в истории человечества.

В ходе своих исследований и научных изысканий Ибн Сина выявляет, что вирусы являются невидимыми возбудителями инфекционных болезней. Эта гипотеза будет подтверждена лишь через 800 лет французом Луи Пастером.

Нельзя не обратить внимание на познания философа о пульсе. Он описал в книге все его возможные виды и состояния. Авиценна стал первым врачом, давшим определение таким сложным заболеваниям, как чума, желтуха, холера. Именно он подробно объяснил строение человеческого глаза.

Авиценна не противился теории, что началом всех начал, первопричиной всего существующего на планете является Бог. Установив вечность мира, он детально проанализировал сущность души человека, которая приходит в разных обличиях и телах (как животное или человек) на землю, а после снова возвращается к своему Творцу.

Авиценна предпочитал рассуждать на серьёзные темы стихами. В этой форме им написаны такие произведения, как «Трактат о любви», «Хай ибн Якзан», «Птица» и др.

Неоценимый вклад был внесён Ибн Синой в психологию: он разработал собственное учение в вопросах темперамента человека (деление на горячий, холодный, влажный и сухой характеры). Отмечены его труды в механике (теория вложенной силы), в музыке (произведения по теории вокального искусства).

Количество всех работ философа в различных источниках разнится. Некоторые историки утверждают, что им создано около 453 книг разного научного направления. В арабской литературе присутствует около десяти сочинений философа (астрономия, химия, алхимия и пр.) в сохраненном неполном рукописном виде. Сейчас они находятся в библиотеках разных стран мира. Что касается его поэм, то в них он воспевал женскую красоту, любовь, гармонию, совершенство.

Авиценна прожил интересную, полную взлётов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский учёный, к его глубочайшему сожалению, так и не смог, умерев на чужбине в 1037 году. Ему было неполных 57 лет. Похоронен выдающийся научный деятель в Хамаране, а спустя 8 месяцев после церемонии его тело перевезено в Исфахал для погребения в мавзолее.

Чувствуя приближение смерти, Ибн Сина обращается ко Всевышнему: «Кто, как не Ты, страдания снимет? К кому ещё взывать с мольбой? Моя душа прощения примет и вечно свяжется с Тобой. С ресниц моих жемчужной нитью потоки слёз на грудь сбегут…»

«Мы умираем и с собой уносим лишь одно – сознание того, что мы ничего не узнали…»

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle