Киномавлид 2019: "Как сохранить семью, не отказавшись от самого себя?"
Мечты, какими бы светлыми они ни были, иногда становятся для нас серьёзным испытанием на прочность. И всегда наступает момент, когда перед нами встаёт непростой выбор – быть самим собой, заниматься делом всей своей жизни, воплощать свои таланты, жить творчеством, или же обтесать себя в угоду требованиям общества или близкого, родного человека? Как сохранить любовь, семью, при этом не отказавшись от самого себя, от своего «я», от того, что делает тебя самим собой?
Именно этим вопросом в один из непростых моментов своей жизни и задалась героиня новой совместной работы мечети «Иман Нуры» под руководством Нияза Закирова, компании «Balmay» и «Nathional Holidays», что нашло отражение в кинокартине «Плацебо», презентованной вчера широкой аудитории в стенах развлекательного комплекса «Ривьера».
По словам самих организаторов и режиссёрской команды, главная героиня находится на подступах к воплощению своей цели, когда близкий человек ставит её перед непростым выбором – семья или творчество, то, что делает её личностью. В то же время её новое окружение настаивает, что цель может оправдывать средства, и свой собственный голос можно приглушить в угоду общественным желаниям. И тут встаёт острый вопрос – быть самим собой или же соответствовать ожиданиям общества? Готова ли сама героиня, готовы ли мы с вами быть до конца верными близким людям?
По словам режиссёра картины Марселя Махмутова, один из сложных моментов в работе – это подбор актёрской команды.
- Отбор актёров – это очень сложный процесс в силу того, что, к сожалению, в нашем регионе все профессиональные актёры заняты в театральных постановках. А съёмки картины проходили в течение почти двух недель, поэтому приходилось искать свободных, у кого есть киноопыт. Были и сложности природного характера – снег, дождь, холод, длинные расстояния (часто снимали отдельные сцены в локациях, расположенных за чертой города).
За эти 50 минут киноленты мы пытались донести до зрителя главный посыл – привлечение к нравственности, поиск, выбор самого себя, поиск ответов на вопросы, которые ты ставишь перед собой. Наш фильм стал способом сказать, что в религии есть думающие люди, когда ты слушаешь своё сердце и выполняешь то, что тебе было предначертано Всевышним.
Главная героиня, которую сыграла Гузель Минакова, - начинающая художница, которая находится в непростой ситуации. С одной стороны – заканчивается учёба в мастерской, впереди – выставки. Параллельно девушка занимается росписью одного кафе. Есть у девушки и жених, которого сыграл Идель Киямов. Наступает момент, когда он устаёт от вечных пропаданий своей невесты, от того, что она живёт своим миром, мысленно находится всегда где-то далеко, решает непростые нравственные дилеммы, при этом храня полное молчание, не обращаясь за помощью и не делясь своими переживаниями. Тогда герой решается на непростой шаг и ставит перед своей невестой выбор – либо он, либо её творчество. Для девушки, как и для зрителя, выбор полностью очевиден, и не успевшая создаться семья тут же рушится.
Безусловно в этом конфликте и попытке противопоставить себя целому миру внутри одного человека немаловажную роль играет хазрат, которого сыграл Марсель Махмутов. Именно он показывает несостоявшемуся жениху, что мир не бывает только чёрным и белым, что в нём очень много разных цветов и оттенков, которые делают нашу жизнь ярче и разнообразнее.
Символично и введение в повествование картины маленькой девочки, которая, несмотря на трудности и юный возраст, планомерно движется к своей мечте, а отцу лишь остаётся только беречь своё маленькое сокровище, быть в полной готовности поймать её, если понадобится, но при этом не обрезать ей крылья, не ограничивать в мечтах.
По словам исполнителя одной из главных ролей Иделя Киямова, любая актёрская работа сложна по-своему.
- Сложные моменты были. Надо войти в шкуру героя, прочувствовать жизненный путь через его мировоззрение. Что касается самих съёмок, Нияз хазрат перед началом показа упомянул, что вся команда работала 24 часа, вкладывали всю душу (и актёры, и съёмочная группа, и режиссёры). Считаю, что получилось то, что должно было получиться. Есть, над чем поработать. Но безусловно, такие проекты нужны для молодёжи. Не просто так ведь уже несколько лет подряд поднимаются актуальные вопросы духовности. Это же своего рода новый формат, доступный для каждого зрителя, каждого поколения, через youtube-платформы, через такие совместные показы донести истинные духовные ценности, ценности Ислама.
Напомним, что это вот уже третий киномавлид. Как отмечает режиссёр и сценарист Лейла Салахатдинова, в каждую из работ вкладывается вся душа, все физические и человеческие ресурсы.
- До этого в основном были мужские истории. В этом году в центре сюжета девушка, её истории самоопределения, выбора, история поиска: быть в этой жизни самой собой или той, какой тебя хотят видеть. История выбора, история момента обретения равновесия и насущного жизненного вопроса, с которым, наверно, в разных жизненных категориях мы сталкиваемся. Если же говорить о реакции аудитории, то на каждой площадке, где мы показывали свои работы, нас ждало бурное и интересное обсуждение со зрителями. При этом особо трогает, когда они говорят не просто формальные вещи, а делятся выводами, к которым пришли посредством наших работ.
К примеру, одна из зрительниц сказала, что «каждому в жизни есть, кого простить, но возможно, в первую очередь тебе нужно простить самого себя». То, что мы делаем, делаем это не для похвалы, а чтобы у людей что-то внутри всколыхнулось, чтобы человек задавался вопросами, искал, находил, уделял особое внимание духовной жизни. Важно быть собой, понимать, кто ты, задавать и находить ответы на вопросы, чтобы расти в духовном, нравственном смысле. Важно поднимать актуальные духовные темы, транслировать их, находить способы выведения важных жизненных вопросов через фильтр искусства, побуждать людей идти и находить своё.
Необходимость подобных проектов подчеркнул и первый заместитель муфтия Рустем хазрат Валиулин.
- Есть огромный спрос на такого рода мероприятия, поскольку у нас мусульманское население само по себе очень молодое. Они в современных реалиях, технически оснащёнными путями хотят ощущать те же ценности, которые ощущались тысячи лет тому назад. Каждый год такого рода мероприятия помогают явить именно мавлид во всём его великолепии.
Особый трепет и восторг вызвала картина у зрителей: «Очень трогательный сюжет, так как тема является актуальной в наше время. Сейчас очень часто затрагивается вопрос разногласия в семьях, потому что близкие люди не могут понять, как быть– отдаться полностью профессии или семье? Как же тогда быть человеку, если он профессионал в своём деле? Он потухает?
Очень тяжело найти равновесие. Нужно молодёжи как можно чаще смотреть подобные фильмы, чтобы понимали, что семья, очаг – самое главное. Нужно находить равновесие. Это очень глубокий фильм, как будто всё про нас. Это прекрасно, что на сегодняшний день есть такие люди, которые могут открывать наш внутренний мир. А ведь это не так легко».
Вопросы самоопределения, выбора жизненного пути, диалога, насколько мы можем быть открытыми – очень важны. Это важно и в контексте нашей религиозной жизни, как мусульман. Согласитесь, мы очень часто сталкиваемся с тем, что у нас обезличенные роли, теряется момент какой-то искренности и желания открытого диалога. И как важно, чтобы в непростой момент, когда ты оказываешься на перепутье, рядом оказалось сильное плечо, готовое тебя поддержать и помочь, поднять с земли и вновь поставить на ноги.
Напомним, что проект «КиноМавлид» реализуется мечетью «Иман Нуры» под руководством Нияза Закирова при сотрудничестве с компанией «Balmay» и «Nathional Holidays». Режиссёрами картины «Плацебо» стали Лейла Салахатдинова и Марсель Махмутов, а исполнителями главных ролей – Идель Киямов и Гузель Минакова. Проект направлен на трансляцию гуманистических ценностей через съёмку и показ художественных фильмов.
Ильмира Гафиятуллина