• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Камиль Самигуллин: «Мы должны гордиться нашими богословами и быть похожими на них»

Время чтения: 5 мин
2273

165 лет прошло с того дня, когда на свет появился будущий муфтий, великий богослов и достойный сын татарского народа – Галимджан Баруди.

Основатель медресе «Мухаммадия», муфтий, лидер первой всероссийской партии мусульман «Иттифак аль-муслимин», богослов – это лишь часть заслуг Баруди, который известен не только в Татарстане, но и по всему миру.

Его книги по сей день являются настольными для мусульман и продолжают переиздаваться, что говорит о большой роли Галимджана Баруди в жизни мусульманской общественности всего мира.

О том, какое богатое наследие оставил после себя основатель медресе «Мухаммадия», говорили в рамках республиканской научно-практической конференции «Вклад татарских богословов в сохранение и изучение наследия Пророка ».

Мероприятие приурочено к юбилею Галимджана Баруди и 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Организаторами конференции выступают региональная благотворительная общественная организация «Культурно-просветительский центр «Иман» Республики Татарстан и Ассоциация предпринимателей-мусульман РФ.

По словам муфтия, председателя ДУМ РТ Камиля хазрата Самигуллина, роль Галимджана Баруди для татар и для мусульман всей России сложно переоценить. Его труды и по сей день являются настольными для современных учёных по всему миру. К примеру, в Сирии есть его ученики, получившие иджазу от Баруди.

«Сегодня есть учёные, к примеру, в Бахрейне, которые рассказывают про Казань, учатся по книгам Галимджана Баруди. Слушаешь их, и на нашу Казань смотришь другими глазами, осознаёшь, в каком прекрасном городе живём в плане истории. Здесь ведь немало знаменательных и интересных вещей происходило. Первый муфтий Дагестана учился у нас, в Чистополе. Тогда же ему Зайнулла ишан Расулев передаёт чапан Пророка ﷺ, который передавался из поколения в поколение. Сегодня он бережно хранится в Дагестане. Это не просто музейный экспонат, это аманат. Хочу сказать, что у нашего народа были великие богословы, было чему обучаться. Нужно гордиться этим и быть похожими на них», – обратился к участникам конференции муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин.

В свою очередь имам-хатыйб Апанаевской мечети Нияз хазрат Сабиров подчеркнул, что Галимджан Баруди – великий учёный, который важен не только для татар и татарстанского народа, но и для всех мусульманских народов.

«Он много говорил об ахляке, о важности совершенствования своих нравственных качеств. По мнению учёного, довольствоваться только знаниями нельзя, нужно работать над своим нафсом, над поведением. Нельзя стать счастливым, если ты не знаешь правила адаба и ахляка», – уверен Нияз хазрат.

Галимджан Баруди оставил нам богатое наследие, которое ещё изучать и изучать. Отдельного внимания заслуживают три книги, посвящённые хадисам. В первой представлены короткие, но самые важные для народа хадисы, в двух других – более длинные изречения.

«Он собрал в своих книгах хадисы всех известных учёных. Баруди работал для народа, собирал важные для простого народа хадисы, которые мы должны знать. Именно с них и начинается первая книга, которую мы переиздали. Здесь же можно найти очень важный хадис, который гласит: «Первое знание – познание Аллаха, конечное знание – подчинение Его приказам». Мы с вами должны изучать имена Аллаха, Его сыйфаты», – призвал Сабиров.

Баруди отдал свою жизнь во имя идеалов ислама, внеся неоценимый вклад в возрождение религиозного и национального самосознания татарского народа.

В течение всей своей жизни Баруди собирал полезные книги. Он имел уникальную библиотеку, которую незадолго до своей смерти передал для организации общей исламской библиотеки.

В документе о передаче, составленном лично Баруди, говорится: «24 июля 1920 года передаю образующейся в городе Казани исламской библиотеке свою личную библиотеку, здание и хранящиеся в нем книги, кроме вакуфных».

Галимджан Баруди был муфтием по иджазе, он имел цепочку, которая дает право издавать фетву. Получил он её от шейха Мушханафи. От него же он получил цепочку, став духовным наставником. У Баруди была иджаза на все четыре книги шейха Абу Мансура аль-Матуриди. Его ученики разбросаны по всему миру.

По словам Ильнура Шакирова, начальника отдела по взаимодействию с общественными организациями мэрии Казани, подобные мероприятия позволяют не просто ближе познакомиться с собственным богословским наследием, но стать продолжателем многолетних традиций татарского народа.

«К сожалению, для нашего народа Галимджан Баруди  до сих пор мало известен в силу определённых причин. Мы должны больше о нём говорить. Он ведь не просто историк, энциклопедист, просветитель, он муфтий, основатель медресе, лидер политической партии мусульман и великий богослов, прославившийся во всём мира. Он оказал неоценимое влияния на жизнь мусульман своего времени и потомков», – добавил в своём приветственном слове имам-хатыйб мечети «Марджани», председатель совета аксакалов Казани Мансур хазрат Джалялетдинов.

В рамках конференции были зачитаны доклады о наиболее важных и незаслуженно забытых страницах истории развития ислама у татар и в России, об отдельных выдающихся фрагментах татарского религиозного наследия и заслугах великих татарских алимов, среди которых – Шигабутдин Марджани, Галимджан Баруди, Габденнасыр Курсави, Гатаулла Баязитов, Шайхулислам Хамиди.

В ходе конференции был презентован перевод на татарский язык книги Галимджана Баруди «Аль-китабу аль-аввалю мин аль-арбагынати аль-мутасалсиля» – «Первая книга последовательных сорока хадисов». Издание вышло в свет в издательстве «Иман» Апанаевской мечети и доступно для всех желающих.

Также в рамках конференции участники смогли посмотреть отрывок фильма, посвящённого жизни и деятельности великого татарского богослова с мировым значением. Фильм можно посмотреть здесь.

Баруди стремился к общедоступности просвещения и образования. Особого внимания заслуживает открытие Галимджаном Баруди для публичного пользования личной книжной коллекции. Коллекция просветителя к 1913 году насчитывала более 3 000 томов и журналов по самым разным наукам. Среди них можно было найти труды религиозных деятелей и мыслителей ислама как в оригинале, так и в переводах с комментариями. А в 1920 году Баруди и вовсе подарил свою библиотеку, которая насчитывала на тот момент 4288 томов, Татарской АССР.

Безусловно, Галимджан Баруди стал учёным не только для татар, но для всех мусульман. Среди его учеников были не только татары, но и представители других национальностей, в том числе те, кто приехал получать знания из-за рубежа. И лишь зная своё наследие, в том числе труды Баруди, мы можем считать себя счастливыми людьми.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle