• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Базовое религиозное образование студенты должны получать в России"

Время чтения: 6 мин
4166

26 января в конференц-зале ИА "Татар-информ" состоялась презентация первого в России образовательного стандарта среднего профессионального религиозного образования. Новаторскую образовательную программу представили муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин и заместитель муфтия РТ, ректор РИУ, профессор Рафик Мухаметшин.

Муфтий Республики Татарстан и его заместитель рассказали о том, как отныне будет вестись образование в татарстанских медресе, каким должен быть современный имам и какие медресе Республики Татарстан можно назвать "топовыми".

Как отметил муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин, "мы должны показать своих татарских ученых. Когда-то наши ученые очень сильно славились". В качестве примера муфтий привел известный труд шейха Абдуррахмана Карабаши, уроженца деревни Карабаш ныне Бугульминского района. Труд под названием "Таджвид Карабаш" на старотатарском языке до сих пор является одним из основных учебных пособий по рецитации Корана в Турции.

Что же касается принятых стандартов, то в ходе их подготовки было создано учебно-методическое объединение мусульманских учебных заведений Республики Татарстан с включением в него ведущих специалистов по учебной работе и преподавателей мусульманских медресе и Казанского исламского университета под председательством ректора КИУ профессора Р. М. Мухаметшина.

В 2012 г. было проведено масштабное мониторинговое исследование всех мусульманских учебных заведений Татарстана, после которого в 2013 г. при учебно-методическом объединении была создана рабочая группа в составе руководителей ДУМ РТ, специалистов КИУ, руководителей мусульманских медресе, которая разработала Концепцию ключевых параметров, порядка разработки и внедрения единого стандарта среднего профессионального религиозного мусульманского образования в Республике Татарстан. Широкое привлечение специалистов медресе позволило учесть и сконцентрировать в стандартах опыт многолетней практической работы. Благодаря максимальному вовлечению в дискуссию представителей различных заинтересованных сторон удалось сгладить негативные стороны унификации, а именно упрощение, приведение к единообразию образовательных программ.

Стандарты разрабатывались при участии преподавателей республиканских медресе. Принимался во внимание уникальный опыт, накопленный исламскими учебными заведениями Татарстана, на основе которого и разрабатывались нормы и положения нового стандарта. По словам Камиля Самигуллина, такого в России не делал еще никто. 

На опыте татарстанских медресе Рафик Мухаметшин остановился отдельно, отметив, что каждое медресе занимает в РТ определенную нишу: медресе в Уруссу – это отличная система документации и организация системы образования на самом лучшем уровне в России, его ректор, Марат хазрат Марданшин, подготовил для всех медресе полный пакет документов, которым должно соответствовать среднее профессиональное религиозное образовательной учреждение, Кукморское медресе – очень хорошая система начального образования, медресе Альметьевска – отличная система преподавания арабского языка. Его воситанник занл второе место во Всероссийской олимпиаде по арабскому языку.

Между тем, как отметил Рафик Мухаметшин, внедрение образовательных стандартов в практику образовательной деятельности медресе требует огромных усилий как руководителей медресе, так и преподавателей по повышению качества образования.

"Мы определяем сейчас преподавателей, которые способны разработать программы по основным предметам, по ним мы будем проводить курсы повышения квалификации, определять основной учебник. ИД "Хузур", мы надеемся, до сентября издаст основной учебник. Если чего-то не хвататет будем писать, переводить. Также, у духовного управления есть определенный ресурс и финансово медресе мы тоже будем поддерживать". 

Центральным аспектом принятого стандарта стал акцент на татарском богословском наследии. Примечательно, но буквально на днях в Тюмени были найдены прежде неизвестные рукописи Габденнасыра Курсави на арабском языке. Уникальный, прежде неизвестный 126-страничный труд по основам фикха будет перечатан и издан в рамках Года татарских богословов. Как отметил Камиль Самигуллин, если нет фундаментальных основ, будет очень сложно воспитать серьезных ученых международного уровня: "Порой молодежь через Интернет начинает обращаться за фетвами в Саудовскую Аравию и другие страны. Наши ученые должны быть здесь. Решения по богословским вопросам должны приниматься нашими учеными. Если их нет, то мы должны воспитать их и должны достичь мирового уровня, который к слову у нас уже был достигнут в Татарстане, ведь именно у нас был впервые напечатан Коран! А это – не пустой звук". 

Рафик Мухаметшин также отметил, что несмотря на то, что татарстанские студенты отправляются получать дополнительное образование в Марокко, Индонезию или Малайзию, базовое религиозное образование они должны получать в России. 

Также, началась работа по централизованному обеспечению мусульманских медресе рекомендованной учебной литературой. По словам Камиля Самигуллина, тот факт, что обучение отныне будет вестись по специально отобранной и проверенной литературе – одно из важнейших нововведений принятого стандарта.

Было активизировано сотрудничество с научными и образовательными организациями Татарстана (Академия наук РТ, Казанский федеральный университет), Министерством образования и науки РТ, проводились совместные курсы повышения квалификации для руководителей и преподавателей медресе, круглые столы, семинары, конференции.

Впервые ДУМ РТ начало частичное финансирование образовательной деятельности медресе, при этом были установлены объективные критерии оценки эффективности образовательной деятельности медресе, согласно которым осуществлялось выделение средств.

Рафик Мухаметшин отметил, что уровень интереса к религиозному образованию сейчас ниже, нежели в 1990-е годы. Сейчас, по его словам, родители очень прагматично относятся к вопросу религиозного образования, в первую очередь, думая о том, что получит ребенок, имея религиозное образование, а именно, какую зарплату и социальный статус. К сожалению, религиозная сфера не всегда может выполнить все требования, но именно стандарт должен повысить мотивацию и установить высокий уровень предлагаемого знания. 

"Мы очень заинтересованы в том, чтобы стандарты реально работали, – заявил Рафик Мухаметшин, – и контролировать будем и требовать, чтобы учебные заведения соответствовали этим стандартам".

В завершение пресс-конференции, отвечая на вопрос о назначении значка со словами "Я люблю Пророка" на лацкане, Камиль хазрат Самигуллин пригласил собравшихся на акцию, посвященную Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего), которая пройдет в пятницу в мечети Кул Шариф, в ходе которой будет роздано несколько тысяч подобных значков. 

"Это мирное выражение любви к нашему Пророку. Мы против порицания любых святынь. В Исламе вера в пророков – это часть веры, и издеваться над этим неправильно и мы решили выразить свою позицию, написав фразу "Я люблю Пророка" на русском и татарском языках и имя Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего)."

Islam-Today

Понравился материал? Пожалуйста, сделайте репост!

Социальные комментарии Cackle