Как становятся радикалом на религиозной почве: 3 вопроса исламской теологии
Как становятся радикалом на религиозной почве? Что лежит в основе возможности радикализации мусульман? Отсутствие должных знаний в каких трех аспектах религии играют на руку вербовщикам? Именно этим вопросам и была посвящена лекция Дамира хазрата Шагавиева, доцента кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения ИМОИиВ КФУ, в рамках очередной встречи лектория Islamica, организованного Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования.
- На протяжении всей истории ислама по тем или иным причинам возникали и распространялись различные исламские течения и группы. Одни течения и группы возникали по политическим мотивам, другие – на основании различия в вопросах вероучения или права. Не могло не сказаться и влияние окружающих культур и религий, – отметил Дамир Шагавиев, кандидат исторических наук, заведующий отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории АН РТ. – В настоящее время в мире существует немало исламских и псевдоисламских групп и сект, часть из которых является крайней и далекой в своих воззрениях от традиционных понятий ислама, и часть которых переродилась в самостоятельные религии, выйдя из ислама.
Как отметил Дамир хазрат, есть три составные исламской религии: иман (акыйда), ислам (фикх) и ихсан (ахляк). Именно различия в акыйде и приводят к существенным разногласиям, которые можно сейчас наблюдать в мусульманском мире.
- Первый из трех вопросов исламской теологии – определение веры (имана). Для последователей ханафитского мазхаба иман есть подтверждение сердцем и признание языком. Это суть веры. Шафииты добавляют сюда и действие нашими органами. Здесь уже речь идет о полноте веры. То есть для суннитов, придерживающихся ханафитского мазхаба, характерно разделение сути веры и полноты веры. Действия влияют на полноту веры, но не на ее суть. Согласно трактовке шафиитских источников, тот, кто оставил деяния – грешник, а Сунну – еретик, заблудший.
Таким образом, суть веры есть величина постоянная, не подвергающаяся воздействию, в отличие от полноты веры, которая и выражается в деяниях.
Второй аспект, который является катализатором раскола и радикализации мусульман, – это таухид (классификация единобожия). Таухид включает в себя три составляющие: единство в сущности Всевышнего, единство в Его атрибутах и действиях. Что сделал Ибн Таймийа: он говорил о божественности (поклонении), господстве (признании господства Творца) и имен и атрибутов Всевышнего. Он уверял, якобы мусульмане делятся на единобожников и многобожников в вопросе поклонения. Чтобы опровергнуть это заявление, достаточно вспомнить хадис: «Аллах никогда не соберет мою умму на каком-то заблуждении».
- Четвертым видом таухида вдруг становится хакимиййа – когда вся власть принадлежит Всевышнему, то есть говорится о шариатской власти. Приверженцы идей Ибн Таймийи считают, что мусульманам нельзя соблюдать светские, государственные законы, а следовать лишь шариату.
Здесь полезным будем обратиться к Корану. «Мы ниспослали Мусе Тору, в которой было руководство к прямому пути истины и Свет наставлений. По ним пророки и искренне уверовавшие, предавшиеся своими сердцами Аллаху, судили между людьми, исповедовавшими иудейство. Мы ниспослали это руководство для раввинов и книжников, которым поручено хранить это Писание от искажений и свидетельствовать, что это - истина. Не бойтесь же людей в своих суждениях, а бойтесь Меня - Вашего Бога - Господа миров! Не променивайте айаты, ниспосланные Мною, за ничтожную цену (в виде взяток, влияния, власти) для услады в ближайшей жизни! Те, которые не судят по шариату Аллаха и не уважают его, - неверные» (Сура «Аль-Маида», аят 44).
Еще один аспект – это «обязанность» построить халифата. Якобы мусульманин обязан жить лишь в халифате – «Одна нация, один флаг, одна страна».
- Последователи группировки «Хизб-ут-Тахрир» (запрещена в РФ), к примеру, говорят о невоенном пути построения халифата. Одновременно с этим отмечая, что все равно придется кому-то погибнуть, ведь нельзя это осуществить без кровопролития. «Мы все равно должны идти к этой цели».
«Связь между средством и целью была искажена: любое расхождение между средством и целью, а также средствами и способами достижения цели, приводит к нарушению законов ислама. Средство для достижения злых целей – зло, а благородные цели могут быть достигнуты только благородными средствами. Так что нельзя использовать геноцид, убийства, угнетение или месть для установления истины и справедливости… Запрет зла может иногда иметь неоднозначные последствия, требующие серьезной дискуссии, что не может быть сделано кем попало. Ведь иногда запрет зла может привести к еще большему злу, и в таком случае он распространится и на частных лиц», - отмечал в своем обращении к сторонникам ДАИШ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ) Абдуллах бин Байя.
Ильмира Гафиятуллина, Казань