• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Халяль" ассоциируется с качеством, безопасностью и экологичностью. Так уж повелось..."

Время чтения: 8 мин
3358

«Халяль» - это уже давно не просто норма жизни отдельно взятой группы людей, это – многомиллиардная индустрия, перспективы которой в современных условиях сложно переоценить. Именно поэтому вопросы развития индустрии «Халяль» стали одними из центральных на проходящем в эти дни в Казани международном экономическом форуме «Россия – исламский мир: KazanSummit 2016», который в этом году собрал почти 1,5 тысячи участников со всего мира. 

Уже сейчас мировой оборот индустрии «Халяль» приближается к двум триллионам долларов. И это при том, что в данный момент мусульмане составляют лишь 20 с небольшим процентов от общего населения Земли.

Согласно же прогнозам экспертов, если нынешние тенденции сохранятся, то уже к 2050 году количество мусульман, как минимум, сравняется с количеством христиан, а это значит, что спрос на товары и услуги, соответствующие нормам ислама, по крайней мере, в ближайшие несколько десятилетий, будет расти в геометрической прогрессии.

По информации малазийского журнала «Halal Journal», уже сейчас порядка 16% произведенных в мире продуктов питания – это продукты с маркой «Халяль». К 2025 же году доля «Халяль» на мировом рынке продовольствия и вовсе перевалит за 20%.

Такие темпы развития халяльной индустрии связаны еще с тем, что интерес к ней проявляют не только мусульмане, но и приверженцы других религий. И, осознав этот интерес со стороны потребителей вне зависимости от вероисповедания, за производство халяльной продукции в чисто экономических целях взялись и те страны, которые ассоциируются с исламом не слишком явно. К примеру, сейчас среди крупнейших производителей и экспортеров халяльного продовольствия числятся такие страны как Бразилия, США, Австралия, Великобритания и Китай. И, что примечательно, поставляют они львиную долю своей продукции в мусульманские государства, в частности, страны Ближнего Востока.

Вообще, Ближний Восток считается одним из наиболее перспективных рынков для производителей и экспортеров халяльной продукции. Особенно выгодным экспорт халяльной продукции на Ближний Восток может стать для России, которая, в условиях западных санкций, могла бы, таким образом, с легкостью восполнить экономические потери, понесенные из-за ограничений, наложенных на нее странами ЕС.

В этом смысле большая роль в налаживании торгово-экономических отношений России со странами Организации исламского сотрудничества принадлежит Татарстану, как одному из главных производителей сельхозпродукции в стране.

По словам вице-премьера, министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марата Ахметова, сейчас продукцию, соответствующую нормам и требованиям ислама, производят порядка 30 татарстанских предприятий.

Продукция, произведенная в республике, отправляется в мусульманские государства – они уже успели оценить по достоинству татарстанские мясо, хлебобулочные изделия, молочную продукцию и продукцию птицеводства. Хотя, как признаются сами производители, на данном этапе гораздо выгоднее поставлять продукцию в российские регионы.

В стране сейчас насчитывается, как минимум, 20 миллионов мусульман, а потому спрос, особенно в регионах с преимущественным проживанием приверженцев ислама, растет с каждым годом.

Среди наиболее крупных татарстанских экспортеров мясной халяльной продукции – «Челны бройлер», которое только в 2015 году произвело порядка 115 тысяч тонн мяса кур, а получили его, помимо российских регионов, такие страны как Ирак и ОАЭ.

Уже через 2 месяца поставки крольчатины в страны Персидского залива начнет татарстанский «Племенной завод кролика». По словам председателя совета директоров предприятия Марата Чибишева, по канонам ислама завод ежегодно производит до 65 тонн продукции. И в планах – расширение производства в два раза.

Что самое удивительное, по словам муфтия РТ Камиля хазрата Самигуллина, половина произведенной в России халяльной продукции покупается представителями других религиозных конфессий. Связано это, в первую очередь, с тем, что «Халяль» ассоциируется у людей с качеством, безопасностью и экологичностью. Так уж повелось.

Ведь «Халяль» - это не просто маркировка, это – свидетельство того, что производитель прошел длительную и сложную процедуру сертификации, которая учитывает множество факторов – от санитарных условий производства продукции до соблюдения сотрудниками предприятия предписаний ислама.

Впрочем, в данном конкретном вопросе не все так безоблачно и однозначно. По словам председателя комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Марата Низамова, в данный момент в России существует аж 8 систем добровольной сертификации халяльной продукции. Требования, которые предъявляются каждой из этих систем, иногда значительно отличаются.

А потому важнейшей задачей сейчас, по мнению представителей индустрии, является так называемая унификация стандартов «Халяль», то есть разработка единого набора требований для всех производителей халяльной продукции в России.

Посодействовать в разработке единого стандарта готов и Всемирный Совет Халяль, который базируется в столице ЮАР Кейптауне. Президент Совета шейх Зафер Наджар отметил, что стандарты «Халяль» должны совершенствоваться по мере развития человечества, ведь именно постоянное стремление к совершенству – и есть основа ислама как религии.

Вторая проблема, с которой приходится сталкиваться производителям халяльной продукции и предприятиям, желающим ее производить – это нехватка квалифицированных кадров. Человеческий фактор в производстве халяльных продуктов питания играет главную роль, а потому каждый, кто участвует в процессе производства, должен не просто соответствовать определенным критериям, к примеру, быть практикующим мусульманином, но и обладать определенным набором знаний и умений. И если раньше вопрос подготовки кадров решался на специальных курсах, то теперь подготовкой специалистов будет заниматься Научно-исследовательский центр при Российском исламском институте.

О создании нового ведомства заявил Марат Низамов. Он отметил, что, помимо работы по подготовке кадров, центр будет заниматься и разработкой стандартов «Халяль», а также контролем их соблюдения во всех сферах экономики. Ведь «Халяль» - это не только производство продуктов питания, но и оказание услуг.

В последнее время в этой связи много говорится о халяльной медицине. Вопрос этот крайне актуален потому, что медицина – это сфера, с которой в определенный момент жизни приходится столкнуться абсолютно каждому человеку. И если, по каким бы то ни было причинам, в том числе и религиозным, человек не может получить медицинскую помощь, последствия могут оказаться весьма серьезными. Как отметил руководитель шариатского отдела Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Рустам Нургалеев, болезнь с точки зрения ислама – это испытание, которое человек должен пройти правильно и грамотно. Грамотно в данном случае означает не сидеть и ждать, когда болезнь пройдет сама, а предпринимать меры для того, чтобы преодолеть болезнь как можно скорее.

«Тело человека – это аманат, то есть ценность, которая дана человеку Всевышним на время. И задача человека – сохранить это тело в лучшем виде как можно дольше», - отметил он.

Что касается стандартов халяльной медицины, они охватывают несколько направлений. Во-первых, это – правило разделения полов – когда женщину может обслуживать врач только женского пола, а мужчину – только мужского. Здесь, впрочем, опять встает вопрос наличия кадров. Второй момент – питание. Третий – условия для удовлетворения религиозных потребностей в стенах лечебного учреждения. И четвертый – прием лекарственных препаратов.

Согласно исламу, мусульманин не должен принимать лекарственных средств, в которых содержится алкоголь. Однако, по словам Рустама Нургалеева, есть в данном случае и исключения. К примеру, если аналогов запрещенного шариатом препарата не существует, а состояние больного без медикаментозного лечения продолжает ухудшаться. Жизнь человека - дороже предписаний.

Впрочем, Татарстан в скором времени может стать и крупным производителем халяльных медицинских препаратов. Уже сейчас предприятие «Татхимфармпрепараты» производит единственный в России халяльный кетгут – шовный материал, который используется при проведении хирургических операций. В ближайшем же будущем предприятие готовится пройти сертификацию в комитете «Халяль» на производство еще порядка 100 наименований лекарственных препаратов.

По общему мнению экспертов, принимавших участие в дискуссии, халяльная медицина имеет весьма высокий потенциал для развития в России и, в частности, в Татарстане. О создании халяльной клиники, впрочем, говорить пока рано. Процесс этот крайне сложный и многоступенчатый. Стоимость строительства халяльной клиники и организации в нем услуг, соответствующих требованиям ислама, исчисляется миллионами долларов, однако, как отметил заместитель министра здравоохранения Татарстана Ринат Залалтдинов, дивиденды от создания подобного учреждения в Казани могут многократно превзойти вложения, причем, не только в финансовом смысле.

Еще одно направление индустрии «Халяль», которое активно набирает обороты – это туризм. По словам председателя Государственного комитета РТ по туризму Сергея Иванова, из 2 миллиардов мусульман, проживающих на планете, путешествуют примерно 200 миллионов. Это – в два раза больше, чем путешествующих китайцев, на которые сейчас делают ставки многие туристические центры по всему миру.

Что примечательно, в 2015 году Россия приняла 1 миллион китайцев, то есть 1% от общего количества путешествующих граждан поднебесной, но не приняла 1% от путешествующих мусульман. Это, по словам Иванова, в первую очередь, говорит о том, что в России нет комфортных условий для пребывания туристов из мусульманских стран.

Изменить ситуацию отчасти может помочь сертификация отелей на соответствие стандартам «Халяль». Сейчас сертификат татарстанского комитета имеют уже 3 казанских отеля – «Корстон», «Релита-Казань» и «Гольфстрим». Во всех них соблюдены необходимые требования – наличие в номерах плотных штор и жалюзи, экземпляров Корана, расписаний и ковриков для молитв, а также четок и указателей на киблу. Помимо этого, в каждом отеле оборудована отдельная молельная комната.

Халяльный туризм в Татарстане, по мнению представителей туристической отрасли республики, может быть интересен гражданам ОАЭ, Ирана и Китая.

Говоря о развитии индустрии «Халяль» в целом, можно смело утверждать, что перспективы ее понятны и интересны как руководству республики и страны в целом, так и представителям бизнеса. Сейчас остается лишь активно взяться за воплощение намеченных планов, ведь 15 лет, в течение которых в России целенаправленно развивается индустрия «Халяль» - это срок, прямо скажем, крайне малый. А значит, впереди достижение новых целей и завоевание новых высот – то, в чем Татарстан в последние годы весьма успешно преуспевает.

Зухра Бандерова, Казань

Социальные комментарии Cackle