Где учиться детям мусульман?
Где лучше получать образование ребёнку – на дому, в собственной семье, знающей все потребности своего дитя, или в школе, где работают квалифицированные специалисты. Или лучше обращаться в специализированные общеобразовательные учреждения, которых, благо, в Казани не так уж и мало?! Этим вопросом озаботились участники круглого стола «Школьное образование детей мусульман: проблемы и решения», прошедшего на базе Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования ИМОИиВ КФУ.
Лейтмотивом встречи ряда специалистов таких сфер, как образование, психология с родителями стало определение возможностей, которые открываются перед татарстанской уммой в области школьного образования, выявление положительных и отрицательных сторон разных вариантов обучения.
«Усмания» - сочетание светского и религиозного
Один из вариантов, предложенных в ходе круглого стола, - обучение в специализированной школе «Усмания», которая даёт и светское образование, и обучает определённым религиозным дисциплинам. Как отметил директор школы Ильсур Фатыхов, обучение детей проходит по нормам светского образования в сочетании с исламской атмосферой и отдельными предметами.
- Мы даём общее образование, а через мечеть «Нурислам» передаются знания по религиозным предметам (углубленное изучение арабского, ахляк, чтение Корана, фикх). Стоит отметить, что у нас действует центр подготовки хафизов Корана. Уже двое наших выпускников, завершивших своё обучение в РИИ, сейчас сами готовят будущих чтецов Священного Писания. Всего на данный момент в центре обучается 30 мальчиков и 30 девочек. К концу начальных классов наши ученики уже умеют читать и знают, как минимум, 1 джуз.
Также образовательный процесс проходит в специализированных школах, где идёт преподавание таких дисциплин, как информатика, физкультура, физика, биология, химия (речь идёт о 14 гимназии). Всего на данный момент проходят обучение 6 классов, а обучение проходит в 2 смены. Во вторую смену учатся школьники 6, 7, 8 и 10-го классов. С 2012 года школа перешла на электронное обучение. Это стало возможным благодаря помощи Духовного управления мусульман РТ, которое выделило 15 ноутбуков и прочую необходимую технику.
Если говорить о финансовой составляющей, то с 2014 года школа перешла на платное образование. За один учебный год плата составляет 54 000 рублей, питание – 50 рублей в день. Нельзя не отметить вклад меценатов, которые помогают не только школе, но и родителям оплатить обучение. Всего штат сотрудников на сегодняшний день порядка 34-36 человек, 26 из них – педагоги.
- «Усмания» - единственная в своём роде школа не только на территории нашей республики, но и по всей России. Поэтому наш состав довольно разнообразен, учатся представители различных национальностей, но преобладают численно татары. Приток детей очень высок, но, к сожалению, мы не можем позволить себе принять всех, поскольку наше здание не очень вместительное. Если говорить о здании Музафарии, то оно не удовлетворяет потребностям и может вместить лишь с 1 по 6 классы.
По словам заместителя директора по воспитательной работе Алии Низамовой, в процессе получения знаний также проходит процесс духовно-нравственного, гражданско-политического, трудового и спортивно-оздоровительного воспитания.
Когда обучение на дому – необходимость, а когда пора бить колокола?
Сейчас, как никогда раньше, особо остро стоит вопрос обучения. Все чаще родители начинают задумываться о переходе на семейное обучение? С чем связан этот выбор? По словам психолога Хавы Шайдуллиной, здесь может быть две стороны ситуации. Как отличить, где патология, а где семейное обучение – это норма?
- Нужно смотреть на мотивацию родителей, забирающих детей из школы. Если это способ решить психологические проблемы, попытка оградить ребёнка от социума, то это говорит о закрытости семьи, о наличии у родителей тревоги. В таком случае семейное образование выступает в роли инструмента, а ребёнку не предоставляется никакой альтернативы, нет общения с социумом, нет контакта с другими людьми.
Другой причиной может послужить слияние родителя с ребёнком, когда у матери нет своих интересов, возникают зависимые отношения. Когда ребёнок отправляется в первый класс, и происходит разрыв. Другой фактор, зачастую являющийся причиной перевода на семейное образование, - это неустойчивые границы семьи. Боязнь, что что-то имеет влияние, воздействие на ребёнка, на семью из вне.
- Положительными причинами перехода на домашнее образование может стать желание индивидуального подхода, активное воспитание и образование непосредственно родителями.
«Есть много специализированных школ, с индивидуальным подходом к учащемуся»
Прежде всего, стоит отметить, что в силу специфики региона в нашей республике созданы гораздо более комфортные условия в данной области, нежели в других регионах России. Так, например, многие школы Казани, заботясь о питании детей из мусульманских детей, доставляют в столовые халяльную продукцию, в городе функционирует ряд национальных образовательных учреждений. Есть отдельные школы для спортсменов, для детей с ограниченными возможностями, для одарённых, кадетские школы.
Вообще существует две формы обучения – организационная и внеорганизационная. В первом случае речь идёт об очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Если говорить о получении образования вне специализированных учреждений, то речь может идти о семейной форме обучения и о самообразовании (это 10-11 классы).
Сама форма семейного обучения стала официально возможной лишь в 2012 году. Согласно официальной статистике, в Татарстане сегодня на домашнем обучении находятся 606 детей, однако ежегодно все больше мусульманских семей задумываются о переводе своих детей на такую форму обучения. Большинство из них волнуют, прежде всего, вопросы нравственности современной молодежи.
По словам специалиста из Министерства науки и образования Республики Татарстан, ближе к государственной аттестации количество детей на семейном обучении сокращается.
Крайне важно понимать, что родители – это активные участники образовательного процесса, а вот уже качественно и верно объяснить предмет – это профессиональное качество педагога. Сама школа в этом случае выступает в качестве места социализации.
В ходе встречи было отмечено, что в планах Ресурсного центра запустить серию подобных круглых столов, посвященных проблемам школьного образования детей мусульман, всем особенностям такой формы обучения, как семейное образование. Ещё предполагается разработка специализированного курса для родителей-мусульман, самостоятельно занимающихся образованием своих детей, в который войдут как модули психологического характера, так и методического.
Ильмира Гафиятуллина, Казань