• Фаджр
    23:58
  • Восход
    01:28
  • Зухр
    09:00
  • Аср
    13:37
  • Магриб
    15:58
  • Иша
    18:02

"Имам направляет свою проповедь на определенный круг людей. У журналистов аудитория увеличивается в разы"

Время чтения: 3 мин
3350

4 апреля 2013 года на конференции «Ислам-online», в которой приняли участие мусульманские журналисты из разных регионов страны и ближнего зарубежья, был принят Кодекс мусульманского журналиста. Задачей этого Кодекса стало определение основных направлений работы журналистов–мусульман с целью распространения ценностей Ислама во благо уммы и всего общества. Настоящий Кодекс призван стать настольным руководством при рассмотрении ситуаций нарушения принципов журналиста-мусульманина.

В Кодексе обозначаются такие моменты, как духовно-нравственная ответственность мусульманского журналиста, социальная ответственность, правдивость и объективность, уважение общечеловеческих ценностей, профессиональная солидарность и добросовестность, честность, уважение чести и достоинства личности.

Однако, несмотря на проведение конференций и различных встреч с представителями средств массовой коммуникации, до сих пор нет четкого понятия, кто есть мусульманский журналист и какими навыками он должен обладать. Безусловно, что в сложившейся сейчас политической ситуации работники масс-медиа играют особую роль в противостоянии распространения деятельности радикальной группировки ДАИШ на территории России и всего постсоветского пространства.

На этом акцентировал внимание и Фарид хазрат Салман, директор Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны РТ, на прошедшей в Казани конференции «Коранический и светский взгляд на идеологическое противостояние». Главный вызов, который сейчас стоит перед журналистским сообществом, – противодействие радикальным террористическим группировкам.

– Не следует отождествлять террористов с исламом. Бесконтрольное, необдуманное использование термина «ислам» в состоянии вбить клин между отдельными слоями общества. Это недопустимо в нашем многоконфессиональном обществе. От журналиста зависит многое. Нельзя младенца закармливать. Младенец – это наше общество, которое только-только начинает воспринимать религиозную информацию. Нужно соблюдать пропорции.

Журналистам надо глубже знакомиться с используемыми в речи терминами и различать, что есть ислам, а что есть радикализм, уверен Фарид Салман.

Миссия мусульманского журналиста – доносить высокие нравственные идеалы до общества. Это высочайшая ответственность, – набатом прозвучали в начале ноября слова одного из участников V Международной конференции «Ислам в мультикультурном мире». – Если имам направляет свою проповедь на определенный круг людей, то у журналистов эта аудитория увеличивается в разы. Слова проповедника они разносят по большему количеству домой. Поэтому крайне важно, чтобы наши журналисты были не просто профессионалы в письме, но и имели достаточный набор знаний об исламе.

Журналисты представляют собой коммуникационный канал между имамами и обществом. Это посредник, от квалифицированности которого зависит дальнейшая трансформация информации. Но не стоит забывать, что деятельность специалиста СМИ в области ислама осложнена зависимостью изданий от политических структур. Все это приводит к уменьшению уровня свободы.

К этому еще стоит добавить отсутствие кадрового состава. Сейчас конфессиональная журналистика находится на этапе становления после долгого отсутствия. В связи с этим то малое количество работников масс-медиа, которое мы имеем, выдают публикации на определенный круг тем, совершенно не имея представления о широком многообразии исламской тематики. В основном в ракурсе внимания оказываются либо отчеты Духовных управлений, либо террористические акции. Подобная зашоренность приводит к тому, что аудитория воспринимает ислам как нечто радикальное, жестокое.

Таким образом, остро встает вопрос о подготовке журналистов, пишущих на тему ислама. Помимо ежегодных курсов, конференций, форумов и повышений квалификации, на базе Казанского университета действует Ресурсный центр исламского и исламоведческого образования. В этом году впервые был осуществлен набор студентов-магистров, обучающихся по профилю «Этноконфессиональные отношения в медиасфере». К тому же исламских журналистов выпускают в Российском исламском институте при активном взаимодействии с КФУ.

Помимо этого, необходимо создание союза исламских журналистов, так как на сегодняшний день нет единого формирующего органа.

Исламская журналистика – это новое неизученное поле. Именно поэтому крайне важно сформировать тот костяк профессионалов, которые со знанием дела будут транслировать информацию на широкую аудиторию.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Фейсбуке!

🔥 Тестовая вставка socialShare.html.twig
Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика