• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Эксперт о вербовщиках: "Они говорят, что просветлены, а глаза - потухшие..."

Время чтения: 7 мин
3739

На сегодняшний день в нашем огромном мире существует немало религиозных объединений разного толка, в том числе и группы, несущие в себе разрушительный характер и характеризующиеся как экстремистские. О том, как по внешним проявлениям можно распознать в человеке вербовщика, какими методами они пользуются и на какие аспекты психического здоровья человека давят, можно было узнать в рамках лектория Islamica, организованного Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования при ИМОиВ КФУ.

- По закону на предмет экстремизма рассматривается в первую очередь то, что противоречит гармоничному развитию личности и общества. Речь идет как о религиозных, так и об общественных организациях, несущих в себе деструктивное влияние, - отметила лектор, преподаватель кафедры клинической нейро- и патопсихологии Института психологии им. Л.С.Выготского (г.Москва) Светлана Яковлева. – Опрометчиво говорит в этом ключе лишь об исламских радикальных организациях, позиционируя ислам как страшилку. На самом деле, к этому относится и политический экстремизм, в том числе фашизм, бизнес-культы, финансовые пирамиды и прочее. Все это имеет место быть.

Все деструктивные организации рассматривают по четырем типам:

1. Религиозные
2. Политические
3. Финансовые
4. Психологически.

Здесь крайне важно понять одну вещь – все это является психическим или психологическим насилием над личностью.

- Основой любого деструктивного культа является насилие над психикой его адептов. Это всегда обман, всегда подавление, разрушение личности. Через разрушение личности идет разрушение семей и социальных структур в обществе. Стоит различать психическое и психологическое воздействие. Если в первом случае речь идет о формировании зависимости от группы, от ее лидера или от идеи, то, говоря о психологическом воздействии, имеется в виду нарушение адаптации в общество, готовность человека оптимально взаимодействовать с окружающими его людьми, поиск вариантов взаимодействия.

Как результат – формирование восприятия окружающего мира как однозначно враждебного, объединение внутри отдельно взятой группы за счет нарушения  взаимодействия с обществом. То есть мы друг друга понимаем и дороги друг для друга, а общество нас не понимает, не принимает.

Так как же определить в подошедшем к вам незнакомом человеке вербовщика? Первое, что должно броситься в глаза при разговоре с таким человеком, - он говорит о себе, что он просветлен, постиг истину, при этом лицо напряжено, а глаза потухшие. В зоне его интересов лишь культ, приверженцем которого он является. В жизни такой человек может вести себя адекватно, но стоит лишь завести разговор о культе, как проявляется его фанатизм и отсутствие восприятия критики. Также в его поведении можно заметить аморальную составляющую и проявление жестокости по отношению к близким.

- Есть три наиболее распространенных технологии вербовки. Через знакомого или родственника, примкнувшего к секте; через незнакомца, который особенно дружен; во время финансируемого сектой мероприятия. Задача вербовщика – собрать как можно больше информации о вербуемом: его надежды и мечты, страхи и привязанности, комплексы и амбиции, интересы. После выявления потенциальной жертвы происходит бомбардировка любовью, в ходе которой идет формирование позитивного образа будущего в случае его вступления в данную деструктивную организацию.  Таким образом, происходит полное разрушение реальности, подмена ее новыми нормами и принципами.

В самой работе подобных организаций широко используется система вознаграждения, наказания и выражения «группового» мнения. Для того, чтобы изменить прежнее поведение нового члена секты, вход идет вся известная о нем информация. Особое место здесь занимают клятвы и проклятия как средства приобщения к группе, которые позволяют стабилизировать внутригрупповые связи и развивают у отдельно взятых членов секты чувство ответственности.

- Принесение публичных клятв позволяет регулировать духовную  и практическую жизнь людей через формирование императивов, действий и оценок поведения окружающих. Таким образом, клятва выступает в роли мотива деятельности, являясь своего рода «должностной инструкцией», где строго прописываются пределы компетенции вплоть до предписания ношения определенной надежды. Угроза проклятия становится подстегивающим моментов, доводящим членов секты до крайне религиозного фанатизма, непонимания и неприятия иного образа жизни. Клятва помогает обрести индивиду определенный статус в этой группе, а вот проклятие – его уничтожает.

Помимо клятвенно-проклятного механизма в арсенале вербовщиков такие методики, как изоляция от семьи и друзей, истощение, использование специальных способов повышения внушаемости и раболепства, групповое давление, стирание индивидуальности и критического мышления, стимулирование полной зависимости от группы через страх перед уходом из нее. Довольно часто в деструктивных организациях также можно наблюдать процесс  сокращения степеней свободы, которые имеются у членов группы, а также ограничение доступа к информационным, духовным и культурным ресурсам. Если говорить о религиозных радикальных группировках, то здесь преобладает насилие над индивидуальностью, то есть нивелировка, эксплуатация в собственных интересах и сравнение.

- Нивелирование индивидуальности неофита, то есть подавление собственной инициативы, является важным условием для окончательной привязки новичка к секте. Новоявленный член общества получает подкрепление для своей самооценки: он ведь уже стал частью группы избранных. При этом обостряется чувство поддержки, а прежние интересы утрачиваются.

В любой деструктивной организации, вне зависимости от характера ее деятельности, в основе всего лежит подчинение лидеру. Существует шесть оснований власти: вознаграждающее, принуждающее, законное (вера в то, что человек должен иметь власть из-за его позиции), основанное на отношениях, экспертное и информационное.

В ходе беседы лектор продемонстрировала наглядные материалы, используемые вербовщиками для пополнения численности своих адептов. Здесь в ход идет и использование музыки всевозможных направлений, которая откладывается в мозгу, а текст песен постепенно формирует лояльность к деятельности деструктивного культа. Что примечательно, в «репертуаре» вербовщиков можно найти абсолютно все музыкальные стили, а сами композиции быстро запоминаются, действуя на подсознание.

Особенный упор, если говорить о ДАИШ (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), делается в видео-материалах. Здесь уже идет речь о подмене таких понятий, как мужчина и женщина. Лектор продемонстрировала аудитории ролик, где девушка, мать детей, укоряет мужчин в том, что они, видя, что творится в современном мире, предпочитают отсиживаться. Поэтому, исходя из ее слов, ей пришлось самой взяться за оружие и встать на защиту уммы. Причем в кадре демонстрируется прекрасное владение девушкой оружие, она показывает, как его чистит, как стрелять, как пользоваться гранатой. Что называется, «хобби» в перерыве между готовкой борщей. Здесь идет воздействие и на мужскую психологию: пристыжение сильной половины человечества в их бессилии и трусости, что заставляет женщин браться за оружие.

- Есть книга, выпущенная ДАИШ, где приводится четырежды притча о Хаджар и сыне ее Исмаиле, которых Ибрахим, по велению Всевышнего, оставил в пустыне. В первый раз говорится о том, что младенец вдруг заговорил и посоветовал своей матери копнуть пяткой землю, откуда пойдет вода. К концу книги младенец уже призывает войти в огонь. Также сейчас распространяется небольшая брошюрка, в которой матерей призывают добровольно вместе со своими детьми пройти через огонь. И вот, мать четырех детей по очереди их проводит сквозь огонь. Это преподносится как наивысшее проявление любви матери, так как ее дети, минуя скверну мирской жизни, сразу попадают к Всевышнему.

Казалось бы, весь этап вербовки, начиная с подготовки самого вербовщика и выявления потенциального нового члена деструктивной организации до появления нового члена секты, продуман до мелочей. Однако есть ряд рекомендаций, которые помогут избежать подобных ситуаций и минимизируют ваш контакт с вербовщиками и последователями всевозможных культов.

1. Практикуйте выражении типа: «Я ошибся», «я был не прав». Это поможет не попасть в зависимость от собственных ошибок и не привязаться к ним.

2. Не верьте ситуации, когда вам предлагают только два выбора и вынуждают принять решение немедленно («сейчас или никогда», «свобода или смерть»). Всегда есть время подумать, особенно если от этого зависит вся последующая жизнь.

3. Советуйтесь с семьей, друзьями; читайте критику; верьте своему уму, а не глазам или ушам.

4. Выходите за рамки ситуации, не покупайтесь на игру провокатора. Требуйте, чтобы он говорил с вами в том же тоне, что и вы.

5. Практикуйте иногда то поведение, которое от вас никто не ждет. Вы имеет право быть разным, ни у кого нет права требовать, чтобы вы были именно злым, веселым или добрым.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle