• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Эксперт: "О расколе единой мусульманской уммы не раз говорится в Коране..."

Время чтения: 5 мин
7935

Различия взглядов и разногласия между людьми являются естественными. Это психологическая, историческая, религиозная и социологическая реальность. Каждая религия, философия и идеология, так или иначе, отражают данную реальность. Мазхабы или течения, возникшие в истории ислама, отражают не различия в религии, а различия в подходе. Разделение на секты и мазхабы случалось в истории любой религии, и это явление не имеет отношения к самой религии.

- На протяжении всей истории ислама по тем или иным причинам возникали и распространялись различные исламские течения и группы. Одни течения и группы возникали по политическим мотивам, другие – на основании различия в вопросах вероучения или права. Не могло не сказаться и влияние окружающих культур и религий, - отметил Дамир Шагавиев, кандидат исторических наук, заведующий отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории АН РТ в рамках курса «Противодействие вербовке в экстремистские организации», организованные Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования. – В настоящее время в мире существует немало количество исламских и псевдоисламских групп и сект, часть из которых является крайней и далекой в своих воззрениях от традиционных понятий ислама, и часть которых переродилась в самостоятельные религии, выйдя из ислама.

Как отметил Дамир хазрат, есть три составные исламской религии: иман (акыйда), ислам (фикх) и ихсан (ахляк). Именно различия в акыйде и приводят к существенным разногласиям, которые можно сейчас наблюдать в мусульманском мире. Основы религии (Усуль ад-дин) включают в себя три понятия: вера в Аллаха, в пророчество и в Судный день. Отличительным признаком суннитов является еще вера в Предопределение.

- Какой бы из четырех существующих мазхабов вы бы не выбрали, вы в любом случае в выигрыше. Нельзя брать из  каждой правовой школы то, что тебе нравится, что более удобно, и при этом не придерживаться конкретного мазхаба. Это грех.

Вообще ислам имеет три ветви: сунниты, хариджиты (ибадиты) и шииты. В свою очередь сунниты делятся на две группы: в вопросах практики (ханафиты, шафииты, ханбалиты и маликиты) и в вопросах веры (ашариты, матуридиты). Шииты также делятся на 2 группы – умеренные и крайние (которые не считаются мусульманами).

- О том, что происходит сейчас (возникновение различных радикально настроенных сект и террористических группировок), о расколе единой мусульманской уммы не раз говорится в Коране. «Поистине, те, которые разделили единую религию истины и, следовательно, распались на партии и секты, их сердца разошлись. Ты (о Мухаммад!) не отвечаешь за их раскол и неповиновение и не можешь их вести к прямому пути. Твое дело - передать им Писание Аллаха. И только Аллах Единый властен руководить ими на прямом пути истины и воздать им за их деяния. В Судный день Он поведает им о том, что они делали в ближайшей жизни, и воздаст им за это» (сура «аль-Ан`ам», аят 159). Есть также хадис, в котором говорится: «Вы должны быть в Джамаате и остереайтесь раскола». Главная мысль – то единство, которое у нас есть, - это подарок Всевышнего, который надо беречь.

Отдельное внимание лектор уделил хадису «аль-ифтирак», в котором говорится о расколе умме и о группе мусульман, которая спасется. Речь идет о том, что умма разделится на 73 части, лишь одна из которых спасется, а остальные будут в огне. Относительно этого хадиса возникает много вопросов и разногласий,  в основе которых лежит число групп, на которые распадутся мусульмане. Говоря об иудеях и христианах, приводится 71 или 72 секты. Таким образом, некоторые последователи ислама приходят к выводу о том, что мусульмане хуже христиан и иудеев, раз они распадутся на большее количество групп.

- Сальман аль-‘Ауда предлагает исламским авторам не концентрировать внимание на этом хадисе при обсуждении разногласий мусульман, потому что по данной теме есть немало других хадисов. Во-первых, он упоминает следующее изречение Пророка: «Эта моя умма — община, одаренная милостью, которая не будет подвергнута мукам на том свете. Ее муки — испытания, потрясения и убийство в этой жизни». Этот достоверный хадис от Абу-Мусы аль-Аш‘ари передали Ахмад, Абу-Давуд и аль-Хаким. Во-вторых, также как и Карадави, он утверждает, что раскол исламской уммы не может быть хуже раскола иудеев или христиан, по причине наличия соответствующих аятов и хадисов о преимуществе последней уммы. В-третьих, он приводит хадис из сборников аль-Бухари и Муслима о том, что половина обитателей рая будут из числа последователей Пророка Мухаммада.

Затем саудовский ученый упоминает аяты и хадисы о прощении Всевышнего умме Мухаммада за ошибки и забывчивость, а также об освобождении мусульман от многих трудностей и тягот, возложенных Им на представителей предыдущих религиозных общин. Ссылаясь на средневековых авторов, Сальман аль-‘Ауда справедливо замечает, что из хадиса не обязательно следует, что обещание Аллаха о наказании осуществится, потому что в Коране и сунне немало таких угроз, носящих предупредительный характер. Таким образом, ученый предлагает ориентироваться в данном вопросе на концепцию всеохватной милости Бога в отношении верующих.

Другой сирийский богослов Мухаммад Абуль-Фатх аль-Байануни, проживающий в Кувейте и также продвигающий идеи «аль-Васатыййи», утверждает, что благодаря общему описанию Пророком спасенной группы в хадисе, под ней понимается большинство мусульман, объединенных названием «ахль ас-сунна валь-джамаа», имеющих разное понимание и подходы во второстепенных вопросах вероучения или религиозной практики.

- Таким образом, говоря о понимании, что есть «моя умма» (община Мухаммада), есть два ее толкования: уммат истиджаб – община ответа, то  есть те, кто ответил на призыв Пророка (мир ему и благословение); и уммат даъва – община призыва, то есть те, кто жил в его время и до Судного дня – не только мусульмане.

Проанализировав историю существования мусульманской уммы, можно прийти к выводу, что основные причины раскола приверженцев ислама заключаются в следующем:

1. Проблема верховной власти.

2. Проблема веры.

3. Проблема кадара (вера в Предопределение).

4. Проблемы фикха.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle