Татарские имамы на Южном Урале
После восстаний 1735-1740 годов на мусульманском Южном Урале произошли важные перемены. Одной из таких перемен было изменение номенклатуры.
Термин «абыз», который когда-то использовался в этом регионе для обозначения ученых мужей, постепенно исчез. Его заменили термины мулла, имам, мударрис и ахунд, которые, хотя и не были чуждыми Южному Уралу, широко использовались мусульманами Казанского края.
На ландшафте Южного Урала появились новые поселения, основанные переселенцами из Казани, а вместе с ними и новые медресе.
Это создало новые возможности для получения образования будущих мусульманских ученых Южного Урала. А также способствовало увеличению количества улемов и распространению мусульманской культуры из Казанского края в регионы, которые впоследствии стали Оренбургской и Уфимской губерниями.
Открытие новых медресе (которыми управляли мусульманские ученые, пользовавшиеся благосклонностью местных имперских властей) привело к постепенной культурной ассимиляции местных мусульманских лидеров культурой переселенцев из Казанского края.
Сподвижник Петра I, Иван Кирилов (1695–1737), активно участвовавший в освоении Южного Урала, установил систему четырех ахундов для наблюдения за религиозной практикой и политическими взглядами башкирцев.
Таким образом, пост ахунда фактически превратился в государственную должность, которая регулировала формальные отношения между российскими чиновниками и мусульманскими учеными на Южном Урале.
Имея возможность полагаться на поддержку имперских властей, эти четыре ахунда обладали властью, с которой не мог сравниться ни один негосударственный мусульманский ученый.
Не все улемы имели одинаковую возможность в получении этих четырех должностей. При отборе кандидатов имперские чиновники обращались за советом к «экспертам», которым они уже доверяли.
К 1750-м годам этими доверенными советниками и специалистами были татарские имамы и правоведы, которые помогали русской администрации и демонстрировали свою лояльность.
Эти улемы играли важную роль в назначении и утверждении ахундов среди башкирцев. Неудивительно, что они отдавали предпочтение своим ученикам, знакомым или родственникам.
В этот период стоит отдельно остановиться на Батырше Алиеве (Батыршах Алиев), который возглавит восстание мусульман в 1755 году. Он происходил из татар мещеряцкого сословия. Начальное образование Батырша получил в Гайнинской волости Сибирской дороги.
Решив сделать карьеру религиозного деятеля, он поехал в село Тайсуган Бугульминского уезда Казанской губернии, где учился у ахунда Абдрахмана бин Туй-Мухаммеда, ученого, который через своих сыновей и внуков был связан с учениками Муртазы ас-Симети (принадлежал к суфийскому братству Ясавийа) и основал научную сеть, влиятельную в Бугульме, Мензелинске и Сеитовом Посаде.
Кроме того, Алиев стал учеником Абдассаляма Ураева либо когда последний был еще в деревне Ташкичу, либо после переезда в Сеитов Посад.
Благодаря этим ученым и медресе Батырша Алиев получил доступ к доминирующим знаниям татарских улемов. Получив образование, Батырша вернулся в родную Сибирскую дорогу, где, как и многие другие улемы, получившие образование у татарских умемов, основал медресе и начал обучать мальчиков и юношей этого региона.
Сибирская дорога отличалась бедностью и коррупцией, ее жители выдвинули Батыршу в качестве кандидата на замену действующего ахунда дороги. Опасаясь влияния Батырши Алиева, старшина Сибирской дороги Яныш Абдуллин направил в Оренбург письмо, в котором предлагалось возвести на должность ахунда другого имама.
После осмотра этого имама и выяснения его слабых знаний в богословии и исламском праве, другие ахунды собрали видных ученых Оренбурга и остановились на Батырше Алиеве как на наиболее подходящем кандидате.
Продолжение следует…
Основной источник:
Исследования Даниэллы Росс
Автор: Дамир Гайнутдинов