Современные веяния в жизни мусульманской общины: куда движемся?
Этнокультурные традиции, проблема миграции и адаптации новых граждан, этноконфессиональная идентичность, мусульманские сообщества в цифровую эпоху – это лишь часть тех тем, которые будут освещены в рамках уже XIV Конгресса антропологов и этнологов России, который стартовал 6 июля.
Организаторами традиционного съезда в этом году выступили Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Национальным исследовательским Томским государственным университетом, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области.
На протяжении четырёх дней на базе онлайн-платформы работают более 50 секций и круглых столов, в которых принимают участие исследователи, исламоведы, религиозные деятели, представители общественности и сотрудники религиозных организаций, молодые учёные и маститые профессора.
Каждая из секций и круглых столов, помимо бурного обсуждения, вызвала множество конструктивных предложений, направленных на решение уже существующих проблем.
Для обсуждения научных проблем в рамках Конгресса объединились более 40 исследователей из разных стран – России, Болгарии, Венгрии, Германии. Российские исследователи представляют самые разные регионы страны – от Кавказа до Дальнего Востока.
В этом году на участие в конгрессе за всю его историю заявилось рекордное количество специалистов – 2 113 человек. По словам организаторов, такое внимание к мероприятию связано с тем, что человек сейчас в центре внимания, и пандемия это только усилила. Антропология сейчас очень востребована, и это одна из причин того, почему конгресс стал самым многочисленным в истории.
Среди заявленных тем для дискуссий – миграционные процессы, этнографический туризм, мусульманские общества в цифровую эпоху, паломничество как объект и метод исследования в пандемию, вопросы расизма и ксенофобии, этнополитические процессы в регионах России и другие.
Отдельный пласт обсуждений был посвящён языковой ситуации и политике. Учёные обсудили языковую ситуацию в Адыгее, на Северном Кавказе, в Башкортостане, у коренных малочисленных народов Севера, в Карелии, а также рассмотрели на конкретных примерах языковую лояльность и этническую идентичность в условиях внутренней диаспоры у московских мари, этноязыковую идентичность саха в условиях массовых урбанизационных процессов, кроме того будет подняты вопросы школьного образования и учебных пособий в разных регионах страны.
Большой интерес, в том числе у нашей редакции, вызвал круглый стол «Мусульманские общества в цифровую эпоху: передача знаний и религиозная практика».
В реалиях современности всё большую популярность набирает активность людей в социальных сетях, в том числе так называемый «блогинг».
Наряду с этим наблюдается рост интереса к исламскому вероучению. В поисках необходимой информации о религии, многие обращаются к интернету, который сегодня предлагает не только множество источников религиозных знаний, но и является площадкой для деятельности блогеров – лидеров общественного мнения в сети.
Они рассказывают об исламе, особенностях функционирования шариата, жизнедеятельности мусульманской общины и актуальных проблемах общества. Такие блогеры, освещающие деятельность мусульманских организаций, транслируют информацию об исламе или жизни рядового мусульманина через призму собственного опыта.
Таким образом, по мнению социолога Татьяны Липатовой, феномен виртуального ислама, о котором сегодня не говорит разве что ленивый, является одной из форм «электронной религиозности», особенно среди мигрантов. В частности, речь идёт о распространении аудио- и видеозаписей и создании веб-сайтов – объявлений, чатов, дискуссионных форумов и групп в социальных сетях и в интернете.
«Ещё три десятилетия назад люди, эмигрировавшие из своих стран, не имели возможности оставаться активно вовлечёнными в происходящие на их родине события или получать информацию о них. В этой связи исследователи подчёркивают важность интернета для жизни диаспоры, как возможности оставаться на связи с религиозной общиной в отдалённых странах, приобретающую форму, так называемой «воображаемой связанности».
Исследования показывают, что члены виртуальных сообществ больше не ощущают себя маргинализированным меньшинством, поскольку приобретают членство в группе большинства – мирового виртуального сообщества.
Интернет и СМИ также выполняют функцию «кибермуфтия», привнося исламские ценности и обычаи в дома мусульман, проживающих в немусульманских странах».
Таким образом, мы видим, что интернет даёт огромные возможности для изучения религии, приобщения к религиозным знаниям новых адептов, коммуникации верующих в процессе постижения новых знаний.
Однако одновременно с этим интернет-пространство несёт в себе и серьёзные риски, связанные с тем, что оно сложно поддаётся контролю и регулированию. На это обратил внимание один из участников Конгресса – исследователь Василь Сакаев. Он уверен, что невозможность контроля за качеством информации напрямую приводит к тому, что интернет наполнен самым разнообразным контентом, в том числе и экстремистского характера.
«В чём заключаются возможные риски радикализации мусульман, связанные с интернет-пространством, и трансформируются ли они в реальные угрозы? Действительно ли в современных условиях интернет становится важнейшим фактором потенциальной радикализации мусульман? Возможно ли эффективно противодействовать экстремистскому влиянию в сети интернет?»
На все эти вопросы ещё только предстоит найти ответы.
Автор: Ильмира Гафиятуллина