• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Рамадан 70 лет тому назад. Как проходили месяц Рамадан в Советской России?

Время чтения: 6 мин
7776

С приходом к власти большевиков в 1917 году в Советской России религия была отделена от государства. В 1917-1929 годах большевики из-за некоторых внутренних и внешних факторов относились к Исламу в целом терпимо. По крайне мере не было таких серьезных преследований, которым в те годы подверглась Русская Православная Церковь.

Однако после 1929 года ситуация резко меняется - в этот период мусульмане подверглись жестоким репрессиям. Мечети закрывались, упразднялась система духовного образования, массово арестовывались мусульманские религиозные деятели.

Ситуация в лучшую сторону стала меняться лишь с началом Великой отечественной войны 1941-1945 годов. Война заставила советское правительство разрешить мусульманам в той или иной мере восстанавливать религиозные учреждения для функционирования культовой обрядности. Частично было разрешено открывать мечети, мусульмане организовывали сбор средств в помощь Красной армии.

В мае 1944 года для государственного контроля над неправославными конфессиями, в том числе Исламом, был создан Совет по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР. Его главой в 1944-1956 годах был опытный чекист, занимавшийся религиозными вопросами еще до войны, полковник НКГБ И.В. Полянский.

С 1917 чекисты бдительно следили за деятельностью всех религиозных течений в стране. Среди сотрудников Совета по делам религиозных культов (СРК) всегда присутствовали чекисты - офицеры резерва или отставники. Другую часть работников составляли чаще всего гуманитарии по образованию - философы, филологи, историки и др. Все они, как правило, были членами коммунистической партии и проходили при поступлении на службу тщательную проверку в партийных органах и структурах спецслужб.

Именно этот орган пристально следил за количеством посещающих культовые сооружения, за динамикой роста и уменьшения соблюдающих мусульман. Совет по делам религиозных культов старался противодействовать росту количества соблюдающих мусульман, особенно пристально он следил за религиозностью среди интеллигенции, госслужащих и членов партии.

Благодаря сохранившимся отчетам СРК, у нас есть уникальная возможность узнать, как же мусульмане Советской России (рассмотрим Волго-Уральский регион и Москву) смогли в 1948 году провести месяц Рамадан и Ураза-байрам.

В 1948 году месяц Рамадан согласно, лунному календарю, начался 9 июля и продолжался до 6 августа включительно. Таким образом, Рамадан в основном совпадал с периодом напряженных полевых работ.

На основании имевшихся у СРК данных следует отметить, что с наступлением месяца Рамадан религиозные настроения у верующих заметно оживились. Это явление нашло свое конкретное выражение как в повышенном посещение верующими молитвенных домов в течение месяца, так и в соблюдении многими верующими самого поста с последующим традиционным празднованием его окончания - Ураза-байрам.

Однако, СРК волновал вопрос, что это якобы может отрицательно отразиться на производительности труда колхозников и, следовательно, может нанести материальный ущерб колхозам.

Общая картина месяца Рамадан, соблюдение верующими поста и празднование Уразы-байрама по основным территориям с мусульманским населением представляется в следующем виде:

В Татарской АССР, например, в основном соблюдали уразу люди старших возрастов, но молодежь не составляла исключение, и во многих селениях в числе постящихся была молодежь в возрасте от 15 до 20 лет.

Такое же явление наблюдалось и в Удмуртской АССР. Здесь по четырем населённым пунктам, где имелись зарегистрированные общины, с большим числом жителей в 3180 человек, пост соблюдали 2150 человек, в том числе 20% молодёжи. По этим данным в Москве было 20.000 верующих, из них держали уразу 30%, молодёжь до 25 лет составляла примерно 20% из числа соблюдающих пост.

Согласно отчетам, влияние месяца Рамадан и праздника Ураза-байрам на хозяйственную жизнь колхозов в различных областях Советской России и Советского Союза в целом сказалось по-разному. Если в одних областях, в силу сложившихся традиций пост соблюдался более строго и с большим количеством верующих, в других - менее строго и с меньшим количеством верующих.

Большую положительную роль в этом случае, считали представители СРК, играет политико-просветительская работа среди масс: где систематически и хорошо проводится это работа, то там больше производственного эффекта и меньше нарушителей трудовой дисциплины, связанных с исполнением тех или иных обрядов религии.

В Татарской АССР посещаемость единственной действовавшей в то время в Казани мечети - мечеть Марджани, в обычные дни месяца Рамадан днем составляла более 300 человек в том числе женщины - 100-120 человек. В числе молящихся 60% стариков, остальные женщины в возрасте от 30 до 50 лет. Посещаемость мечети Марджани по пятницам достигала 2000 человек. Возрастной состав: стариков 50%, от 20 до 50 лет 45%, детей школьного возраста 5%.

Особое внимание СРК обращал внимание на то, что в числе участников пятничного богослужения были военные, служащие и рабочие. В тех местах, где не было зарегистрированных мечетей (город Буинск, деревня Нурлаты, город Бугульма и др.) верующие молились в частных домах группами в 20-30 человек.

В Башкирской АССР, где было зарегистрировано всего 24 мечетей, если ежедневная посещаемость в обычные дни года составляла не более 300 человек, то в месяц Рамадан она поднялась до 660 человек, а в пятничные дни до 1935 человек.

В Удмуртской АССР посещение 3-х зарегистрированных мечетей в месяц Рамадан составляло:

В деревне Кестым с населением в 2500 человек мечеть ежедневно посещало 50-60 человек.

В деревне Ладера с населением в 600 человек мечеть посещало 30-40 человек.

В Ижевске мусульман насчитывалось 1500 человек, из них мечеть посещало 200-300 человек.

В Московской мечети в течение всего месяца Рамадан по вечерам проводились таравих-намазы, продолжавшиеся 40-45 минут. Ежедневная посещаемость была по 200-250 мужчин и 250-300 женщин. Преобладавшее число среди мужчин, так и среди женщин составляли люди пожилые, до 80% примерно люди старше 40 лет.

В городе Астрахани ежедневная посещаемость по двум зарегистрированным мечетям в обычные дни до месяца Рамадан составляла 30-40 человек, а в период Рамадана - 100-150 человек. По пятницам до Рамадана посещаемость по тем же мечетям была 230 человек, а в месяц поста - 500-600 человек.

Чтобы люди не опоздали на работу, по инициативе духовенства во многих местах праздничные богослужения начались рано, в 5-6 часов утра, и продолжались сравнительно недолго.

В Казани при наличии одной действовавшей мечети, праздничные богослужения проводились в 6 местах, с участием 23 000 молящихся. Мечеть Марджани вместила не более одной тысячи человек. Другие молитвенные собрания происходили под открытым небом под руководством так называемых “бродячих мулл”.

Кроме этого, массовые молитвенные собрания под руководством “бродячего духовенства” проводились в городах Буинске и Бугульма. СРК очень удручал тот факт, что Ураза-байрам в 1948 году в Татарской АССР привлёк больше молящихся, чем в 1947 году.

В Москве собрания, посвященный празднику Ураза-байрам были проведены 6 и 7 августа: в первый день для мужчин, во второй - для женщин. 6 августа молящихся было 3500 человек. Молодежь до 25 лет составляла 15-18 процентов. 7 августа молящихся был около 300 человек, молодежь до 25 лет составляла более 20%.

В Казани после окончания массовых богослужений участники направились к кладбищам, где чтецы Корана - карии, читали аяты Корана над покойниками.

Таким образом, мы можем увидеть, в каких сложных условиях в советский период приходилось мусульманам соблюдать свою религию. С одной стороны государство якобы предоставляло право исповедовать религию, с другой всячески ее ограничивало, пытаясь прежде всего воздействовать на молодое поколение. Для воздействия использовались информационные каналы - газеты, агитационные плакаты и т.п.; административные ресурсы - собрания на работе, выговоры, доски позора и т.п.

Особое внимание уделялось контролю за религиозностью среди интеллигенции, служащих государственных органов, членов коммунистической партии, военных и рабочих. Государственные органы контролировали вплоть до размеров собранной садаки-фитр.

Пусть Всевышний нас убережет от повторения таких испытаний! Дорожите тем, что имеете. С наступающим месяцем Рамадан!

Источник: Совет по делам религиозных культов о проведении мусульманского поста в 1948 г. (1949г.)

Мухсин Нурулла

Социальные комментарии Cackle