Покорение Казани: первый хадж и фетва о статусе земель
Правление Алексея Михайловича было эпохой никоновских реформ и великого раскола Русской православной церкви. В то же время для мусульман, живущих в бассейне реки Волги и на Восточной окраине России, из-за усиления антимусульманского законодательства, направленного против татарской аристократии и постоянных восстаний, наступили тяжелые времена.
Например, Хусаин Амирханов в своей книге «Таварих-и булгарийа» (1883 год) охарактеризовал правление Алексея Михайловича как время, когда убивали мусульманских ученых и сжигали мусульманские книги.
На самом деле ситуация была намного сложнее. Российские законы против ислама больше всего повлияли на татарских мусульманских аристократов, которые постепенно отходили от местной политической и общественной жизни.
В то же время мусульманское духовенство взяло на себя более заметную роль в региональной политике. Ирка-мулла, посланник Алексея Михайловича к калмыкам, был одним из ярких примеров.
Другим примером был Ишбулат-мулла, который вместе с Романом Лимковым возглавил объединенную русско-татарскую армию из Казани, чтобы изгнать повстанцев из окрестных деревень во время Башкирского восстания 1704-1708 годов.
Религия была лишь одним из многих факторов, которые объединяли и разделяли людей на охваченном конфликтами Востоке России в конце XVII века.
Это интересно! Читайте также: Астрахань: почему татары имели особые привилегии в торговле?
Одним из мусульманских религиозных деятелей, который путешествовал по сложной местности в конце 1600-х годов, был Юнус бин Иванай бин Усай (1639-1708).
Юнус-мулла называл себя потомком древнего рода авлия и ученых, которые скорее всего были выходцами из Сирии. Его отец до своей смерти в 1689 году служил имамом в одной из деревень недалеко от Казани.
Юнус родился в 1639 году. Он женился на дочери Янисари бин Хафиза, имама села Ары близ Казани. Этот брак обеспечил Юнусу и его потомкам положение имамов деревни Ары на несколько поколений.
Юнус-мулла много путешествовал, побывал в Бухаре, где его знания и интеллект принесли ему титул «знаменитый мулла Юнус» (шахир мелла Юнус), и он дважды совершил паломничество в Мекку.
По мнению современников, он был одним из первых татар-мусульман, совершивших хадж после падения Казанского ханства. Сообщается, что во время одного из своих путешествий на Юг в начале 1700-х годов он познакомился с одним из сыновей Абулхаир-хана из Казахского Младшего жуза.
У себя в деревне он занимался изучением ислама и пытался сделать обучение основам ислама доступным для местных жителей. Он составил комментарий на арабском языке с подробным описанием основных обязанностей мусульман.
В конце 1600-начале 1700-х годов другой татарский мусульманский ученый, Абдалкарим аш-Ширдани, послал Юнусу-мулле письмо. В нем он спрашивал: «Принадлежат ли Казань, Астрахань и Касимов, попавшие под власть неверных (русских), обители ислама (дар аль-ислам) или обители войны (дар аль-харб)?
Могут ли мусульмане по-прежнему торговать в этих городах? Могут ли они продолжать жить в этих регионах, или они, как правоверные мусульмане, должны переселиться на земли, которые все еще находятся под властью мусульман?».
Юнус-мулла ответил тарджихом, трактатом, излагающим различные исламские правовые прецеденты, связанные с вопросом аш-Ширдани. Он начал с имама Абу Ханифы, основателя ханафитской юридической школы, с которой отождествляло себя большинство исламских ученых Поволжья. Он отметил, что Абу Ханифа обозначил три условия для объявления территории «обителью войны».
Во-первых, такая территория должна находиться под властью идолопоклонников. Во-вторых, к нему не должна примыкать мусульманская земля. В-третьих, жизнь там должна быть настолько опасной, что ни мусульмане, ни люди Писания не смогут безопасно там оставаться.
Чтобы территория действительно стала «обителью войны», местом, откуда мусульмане обязаны эмигрировать по религиозным убеждениям, она должна выполнять все три условия.
Он также отметил, что общим решением мусульманских ученых (иджма) было установлено, что присутствие неверующих в «обители ислама» не делает ее автоматически «обителью войны».
Точно так же земли, которые ранее принадлежали «обители ислама», но подпали под власть неверующих, не становятся «обителью войны», если мусульмане остаются там и могут исповедовать свою религию, и если эта территория все еще прилегает или находится в контакте с какой-либо другой частью «обители ислама».
Таким образом, эта фетва имела важное значение для местных мусульман и поощряла их оставаться на родине и не эмигрировать в другие мусульманские страны.
Основной источник:
Исследования Даниэллы Росс
Автор: Дамир Гайнутдинов