Мухаммед Бикмаев: «Татарстан является примером для всей России»
Как живут мусульмане Ростовской области? Что тревожит местную умму? Как ислам проник на донские земли? Об этом и многом другом мы решили поговорить с новым главой Центрального Духовного управления мусульман Ростовской области Мухаммедом хазратом Бикмаевым, который совсем недавно занял пост председателя этой организации в духовном сане главный имам-ахунд, сменив своего отца.
- Ассалям уалейкум, Мухаммед хазрат! В первую очередь, хочется поздравить Вас с назначением на должность председателя Центрального Духовного управления мусульман Ростовской области. Расскажите нашим читателям немного о себе.
- Слава Аллаху, Господу миров! Мир и благословение последнему Божьему посланнику Мухаммаду, его пречистому роду и верным сподвижникам! Зовут меня Мухаммед Джафярович Бикмаев, родом я из татарского села Средняя Елюзань, которое находится в Пензенской области. Всю свою сознательную жизнь я живу в Ростове-на-Дону. Мне 38 лет, женат, воспитываю двух дочерей. В своё время получил как светское экономическое, так и религиозное образование. В религиозной сфере я тружусь практически с юношеских лет, так как во всех делах я помогал моему уже покойному отцу Джафару хазрату Бикмаеву, который являлся муфтием Ростовской области с 1982 по 2020 год. После смерти Джафара хазрата 6 декабря меджлис ЦДУМ РО выдвинул меня в качестве кандидата на пост председателя, что одобрил председатель Центрального духовного управления мусульман России, шейх-уль-ислам, Верховный муфтий Талгат хазрат Таджуддин.
- Чем живёт мусульманская община Ростова? Чему уделяется особое внимание?
- Мусульманская община Ростовской области достаточно многонациональная. Среди прихожан Ростова-на-Дону и Ростовской области есть представители практически всех национальностей, традиционно исповедующих ислам. До начала 90-х годов татары составляли основную часть прихожан, но после распада СССР и изменения миграционных процессов национальный состав мусульманской уммы Ростовской области кардинально изменился. К основным народам, исповедующим ислам и проживающим в Ростовской области, относятся татары, турки-месхетинцы, народы Северного Кавказа и Средней Азии.
Также проживает здесь большая диаспора афганцев, азербайджанцев и других народов. Центральное Духовное управление мусульман Ростовской области в своей деятельности первостепенное внимание уделяет проповедованию традиционных исламских ценностей, обучению прихожан, в том числе и молодёжи, основам ислама, правилам чтения Корана и другим исламским дисциплинам, распространению мира и согласия, привитию уважительного отношения к представителям различных конфессий и национальностей.
Также мы занимаемся профилактикой псевдорелигиозного экстремизма среди молодёжи, развитием исламской инфраструктуры, активно работаем с мигрантами, оказываем гуманитарную помощь нуждающимся в период пандемии, поддерживаем социально незащищённые слои населения. К примеру, во время Курбан-байрама и Ураза-байрама регулярно организовываются благотворительные акции по поддержке пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, малообеспеченных семей, проводятся массовые ифтары.
Конечно, многое ещё нам предстоит сделать в будущем. По моему убеждению, мусульмане России сейчас переживает подъём религиозного самосознания, и исламскому духовенству необходимо успевать за этими процессами и работать на опережение.
- А как вообще ислам появился на Ростовской земле?
- В Ростовской области, начиная с XVIII века, традиционно ислам был представлен татарами, которые составляли костяк мусульманской общины и проживали преимущественно в Ростове-на-Дону. Сегодня в Ростовской области есть несколько деревень, в которых компактно проживают татары – это станица Татарская и хутор Кызыл-Аул. Среди донских казаков также были мусульмане, которые исконно проживали в станице Татарская, возле г. Новочеркасска, где у них были свои мечети и медресе.
Исторически, по крайней мере последние 150 лет, мусульманское духовенство Ростовской области ориентируется на ЦДУМ России, которое сейчас возглавляет Верховный муфтий Талгат хазрат Таджуддин. Свою деятельность ЦДУМ РО координирует исключительно с этим духовным центром. Сосредоточием ислама донского региона всегда был и остаётся город Ростов-на-Дону.
Основная часть современных ростовских татар являются переселенцами с Поволжья, а именно с Пензенской области в 4 и 6 поколениях. Среди известных богословов Ростова конца XIX – начала XX вв. можно назвать Мусу Бигиева и его брата Мухаммед-Захира Бигиева, которые стали известны далеко за пределами России и оставили после себя богатейшее духовное наследие.
ЦДУМ РО ведёт активную работу в сфере гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений. В этом направлении мы на постоянной основе сотрудничаем со многими национальными диаспорами и общественными объединениями Ростовской области.
Одной из наиболее активных организаций в Ростовской области является татаро-башкирский культурный центр «ЯКТАШЛАР». Совместно мы организуем курсы по обучению всех желающих основам ислама и татарского языка. Также проводятся различные социально значимые мероприятия по сохранению и развитию культурного наследия при активной поддержке Всемирного Конгресса татар и непосредственно президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова. Так, одна из последних встреч представителей власти Ростовской области с Рустамом Миннихановым с участием мусульманского духовенства и татарской общественности состоялась в августе 2019 года.
- С какими проблемами сейчас сталкиваются мусульмане Ростовской области, и что стоит у вас на повестке дня?
- К основным проблемам мусульман России и в частности Ростовской области можно отнести недостаточную религиозную образованность населения, а также нехватку мечетей и молитвенных домов. В этом направлении мы по мере своих возможностей ведём активную работу.
С сожалением констатирую, что негативно на развитии уммы сказывается и разобщённость мусульманской среды, а также неискренность некоторых мусульман. В отдельных субъектах одновременно существует по 4, 5 и даже более Духовных управлений, и Ростовская область в последние годы, к сожалению, тоже переняла этот контрпродуктивный тренд. В этом плане Татарстан является примером для всей России.
В республике президентом Татарстана Рустамом Нургалиевичем и его предшественником Минтимером Шариповичем заложена и ведётся очень эффективная и конструктивная политика в области государственно-конфессиональных отношений. В Татарстане существует только одно Духовное управление мусульман, что благоприятно и продуктивно сказывается на развитии ислама и исламской инфраструктуры Татарстана.
Вновь образованные параллельные ДУМы, как правило, создают видимость деятельности и зачастую вносят раздор среди верующих, тем самым обесценивая доверие и отнимая драгоценные ресурсы и внимание на бесполезные вещи, вместо того, чтобы направить все силы в конструктивное русло. К сожалению, такова реальность современных мусульман.
- Раз уж заговорили об отношениях между государством и религиозными деятелями, то как в Ростовской области обстоят дела с этим?
- Безусловно, каждый регион нашей страны имеет свою специфику государственно-конфессиональных отношений, и к этому вопросу необходимо относиться предельно внимательно. Альхамдулиллях, в этом направлении у нас налажен конструктивный диалог с властями региона, и мы движемся вперёд с определёнными успехами.
Регистрируются новые местные мусульманские религиозные организации, строятся молитвенные дома, люди получают возможность свободно исповедовать и обучаться своей религии. Также мы уже давно дружим и тесно общаемся с представителями традиционных конфессий России и различных государственных и муниципальных организаций.
- Известно, что в связи с увеличением количества мусульман Вы выразили инициативу о расширении площади действующей мечети.
- Нужно отметить, что центром ислама в Ростовской области исконно является город Ростов-на-Дону. На сегодняшний день в городе проживает более миллиона человек, и население продолжает увеличиваться, как и число мусульман, которые с каждым годом проявляют всё больший интерес и становятся ближе к религиозным практикам.
На данный момент в г. Ростов-на-Дону есть всего одна соборная мечеть, которая была построена в 2003 г. моим отцом при участии нашей общины и меценатов. За 17 лет работы площадь действующей мечети уже исчерпана. Вместимость самой мечети составляет 1500 человек. Джума намазы посещают от 1800 до 2000 мусульман, и в последние годы существует острая необходимость в её расширении. Слава Аллаху, недавно мы объявили о намерении реконструировать и расширить единственную соборную мечеть города и начали сбор средств на эти цели. Инша Аллах, ближе к концу года, если Аллах позволит собрать необходимые средства, мы приступим непосредственно к самому строительству.
К великому сожалению, эта весть не всем пришлась по душе. Некоторые наши оппоненты начали проявлять недовольство и, возможно, зависть в связи с этим намерением. Мы молим Аллаха, чтобы Он ниспослал на всех нас Свою милость и благословение и не дал Сатане внести раскол среди мусульман региона на этой почве.
- Раньше в Ростовской области действовала историческая Соборная мечеть. Что стало с ней сейчас?
- В 1905 году, тогда ещё на самом краю города, Попечительству Ростовского-на-Дону Магометанского общества, правопреемником которого ЦДУМ РО и является, был выделен отдельный земельный участок. С того момента было дано начало строительству соборной мечети г. Ростова-на-Дону на ул. Скобелевской. Строительство велось на пожертвования купцов-мусульман в честь татарских полков, отличившихся в войне против армии Наполеона.
Мечеть была каменная, двухэтажная с минаретом, выполнена в традиционном бухарском стиле. Сегодня ещё остались прихожане из числа татарских аксакалов, которые регулярно посещали её в свои молодые годы для поклонения Всевышнему Аллаху.
Мечеть пережила Первую и Вторую мировые войны. В 1953 году в здании был проведён капитальный ремонт. Действовала мечеть вплоть до июля 1963 г., но под вымышленным предлогом она была закрыта и опечатана, ковры и храмовое имущество конфисковано, а имам-хатыб Каляметдин хазрат Шангареев, который работал там с 1956 года вплоть до её закрытия, был арестован. Таким образом, вопреки протестам верующих мечеть была отобрана у мусульман. После закрытия мечети её использовали под склад продторга, затем как спортзал, а в 1976 году, разрушив купол, минарет и часть стен, перестроили в солдатский клуб.
На протяжении многих десятилетий мусульмане предпринимали попытки вернуть мечеть обратно, но советская власть игнорировала требования и просьбы верующих. В то время подобное отношение было к представителям всех конфессий – мусульманам, христианам, иудеям. Мусульмане, оставшись без мечети, через некоторое время арендовали небольшой жилой дом на ул. Черепахина, затем в 1979 г. перешли на ул. Туркестанскую, где, переоборудовав жилой дом в молитвенный, организовали мечеть, которая в последующие годы стала центром мусульман г. Ростова и Ростовской области. Однако полностью удовлетворить потребности мусульман этот молитвенный дом не смог, так как площадь его составляла около ста квадратных метров.
С середины 1980-х годов муфтием Джафаром хазратом Бикмаевым предпринимались повторные попытки возврата незаконно отобранной у мусульман мечети. Было написано множество писем, обращений, жалоб, но возврата добиться так и не удалось. Начиная с 1993 года, на протяжении целых пяти лет мусульмане проводили праздничные намазы сначала на улице Красноармейской, а затем и внутри самого здания исторической мечети. Сохранились видеокадры этих молитв в документальном фильме «Живут в Ростове мусульмане».
В 1994 году администрацией города был выделен земельный участок и получено разрешение на строительство новой мечети в центре города, в «Парке строителей» на улице Варфоломеева. Но, к сожалению, после протестов местных жителей и прокуратуры города разрешение было аннулировано. В 1999 г. городские власти пошли навстречу мусульманам и начался процесс оформления земельного участка уже для новой мечети и в другом месте – на ул. Фурмановской. В 2002 году мечеть распахнула свои двери, но сейчас она уже не способна вместить в своих стенах всех желающих.
В начале 2016 года Центральное Духовное Управление мусульман Ростовской области заново инициировало вопрос возврата исторической мечети. Было подано соответствующее заявление в Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону с просьбой вернуть мечеть верующим на основании соответствующего федерального закона. Однако на это был получен отказ, где пояснялось, что в 1978 году здание мечети было полностью снесено до фундамента, а на его месте построен солдатский клуб, в связи с чем нет никаких оснований для возврата. Не согласившись с данным утверждением, ЦДУМ РО подало иск в Арбитражный суд РО для обжалования решения. Год спустя Верховный суд РФ отказал Центральному Духовному Управлению мусульман Ростовской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного суда. Тем самым решение Арбитражного суда оставило в силе отказ Департамента имущественно-земельных отношений в предоставлении в собственность здания исторической мечети мусульманской общине Ростова.
В начале января этого года мусульманская общественность с горестью и разочарованием узнала из СМИ о том, что здание исторической соборной мечети г. Ростова-на-Дону было передано «Детской джазовой школе». В связи с этим ЦДУМ РО обратилось к широкой общественности и высказало своё недовольство и возмущение данным фактом, отметив, что использование здания бывшей мечети в данных целях крайне неуместно и попирает религиозные чувства тысяч мусульман Ростовской области. ЦДУМ РО обратилось к общественности с соответствующим заявлением.
- Какие действия в отношении исторической мечети и сложившейся ситуации вы планируете предпринять?
- Безусловно, мы будем внимательно следить за судьбой здания исторической мечети Ростова, и предпринимать все имеющие мирные и законные способы решения сложившейся ситуации. Но сегодня мы должны быть реалистами и одни популистские заявления не решат всех проблем. Даже если завтра нам вернут здание исторической мечети, мы не сможем, к примеру, одномоментно решить вопросы с нехваткой площадей. Несомненно, историческая мечеть в период своего функционирования удовлетворяла основные нужды верующих мусульман. Однако сегодня Ростов это один из самых маленьких по площади городов-миллионников в России, который притягивает большие массы населения, и мусульманская община здесь тоже значительно выросла.
Место, где находится историческая мечеть – это самый центр с оживленным движением транспорта, а само здание требует капитального ремонта. На восстановление исторического облика мечети понадобятся громадные средства. Кроме того, сразу встает вопрос сопутствующей инфраструктуры, соблюдения градостроительных норм, пожарной безопасности, организация парковки и т.д. Мечеть должна быть доступна для верующих всегда и не нарушать привычный образ жизни ростовчан. Решение всех проблем, даже если нам сегодня удастся добиться возвращения, несомненно, может затянуться на годы. Мы не можем игнорировать и эти вопросы. Поэтому на данный момент мы приняли решение о расширении уже действующей мечети, и очень надеемся, в том числе, на помощь со стороны наших татарстанских братьев. Наш приоритет – скорейшее решение насущных проблем мусульман Дона.
Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями!
Автор: Ильмира Гафиятуллина