• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Муфтий РТ о запрете никаба: «Мы должны относиться к вероубеждениям друг друга с уважением»

Время чтения: 5 мин
6977

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

 Камиль хазрат, обсуждения вокруг предложения запретить в России ношение никабов не утихают. Что вы думаете об этой инициативе?

— Да, несмотря на разъяснения МВД и Правительства РФ, некоторые продолжают муссировать неактуальный для России вопрос ношения никаба. Теперь в своих заявлениях они затронули и хиджаб. Любой религиозный вопрос сопряжен с проблемами сохранения межрелигиозного согласия в обществе. Поэтому неправильно его обсуждать так цинично, дерзко и вызывающе, как делается сейчас. 

 Объясняется, что инициатива по запрету никаба направлена на обеспечение общественной безопасности и снижение рисков развития экстремизма. Вы с этим согласны?

— Если так, то речь нужно вести не о религиозном атрибуте, а в целом об одежде, затрудняющей идентификацию личности: а тогда это могут быть и балаклавы, и медицинские маски, и капюшоны, и даже шарфы в зимнее время года и пр. Во время пандемии никакого всплеска экстремизма из-за обязательного ношения медицинских масок не наблюдалось. Поэтому инициатива имеет мало общего с борьбой против радикализма, а выглядит не иначе как выпад против мусульман и против культурного многообразия России. Потворствовать этим исламофобским посылам недопустимо на фоне тех угроз, с которыми Россия сталкивается сегодня. Мы наоборот должны быть едины и относиться к вероубеждениям друг друга с уважением. В зоне СВО за общие ценности, за духовную безопасность России насмерть сражаются солдаты разных национальностей и религий, в т.ч. мусульмане.

— В России была традиция ношения никаба?

— Есть исторический факт, что вопрос ношения никаба рассматривался в ходе Всероссийского съезда мусульман в Москве в мае 1917 года. В протоколе Съезда отмечается, что в шариате для женщин нет одеяния, закрывающего лицо. Из этого решения можно сделать вывод, что традиция ношения никаба в России все-таки была. Об этом свидетельствуют и многочисленные записки этнографов. Вот одна из них о казанских татарках: «У себя дома женщины и девушки оставляют свои лица открытыми. Снаружи они носят большое покрывало на голове, которым закрывают лицо, когда они не заняты. Те, кто живет в достатке, соблюдает этот обычай более строго». (Ф.Х. Паули. «Этнографическое описание народов России», Санкт Петербург, 1862 г).

Вот что писал К.Фукс о татарских женщинах: «Второстепенными татарками в Казани назову я тех, которые не так богаты, как первые, или хотя и богаты, но не так важничают. Они несколько позволяют себе свободы подышать чистым воздухом, то есть чаще выставляют нос из под своего покрывала. [...] В гости часто ходят пешком, выставляя при том нос и один глаз». (К.Ф.Фукс, “Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении”). Из этих и других записок можно сделать вывод, что традиции никаба придерживались не все, а в основном женщины из знатных семей. А значит очевидно, что в дореволюционной России проблем с одеянием не было: все одевались так, как считали нужным.

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Сегодня мы живем в правовом светском государстве, т.е. в государстве, где установлены демократические принципы и принципы паритетного отношения власти ко всем традиционным религиям. Поэтому если и выводить закон, то логичным был бы запрет на принуждение женщин одевать никаб. А поскольку мы выступаем за демократические ценности и на откровенный, вульгарный стиль одежды в России нет никаких запретов, то и ношение никаба должно оставаться правом и личным делом женщины и ее семьи.

О хиджабе даже говорить нечего – это приказ Всевышнего, который верующие не преступят ни при каких обстоятельствах и под любой угрозой. Для чего поднимается этот вопрос? Чтобы противопоставить мусульман остальным гражданам России или, чтобы дети мусульман массово перешли на домашнее обучение?

— А сегодня на сколько распространен никаб в России?

— В обществе современных российских мусульман никаб уже не так актуален, как до революции, в мечетях и медресе не пропагандируется закрытие лица. Но в целом ряде дружественных стран исламского мира (КСА, ОАЭ, Катар, Бахрейн и др.), ношение никаба является традиционным. Именно эти государства Ближнего Востока поддерживают с Россией партнёрство в борьбе против агрессии Запада. Сегодня Россия позиционируется как часть исламского мира: в Казани ежегодно проходит Международный экономический форум «Россия — Исламский мир: KAZANFORUM». А как в этом случае будет корреллироваться запрет на ношение никаба с этим вектором международных отношений? Нужно искать больше точек соприкосновения с зарубежными партнёрами, а этот запрет напротив будет отождествлять Россию с недружественными странами Евросоюза, где приняты законы, запрещающие никаб, под охраной полиции проводятся публичные акции по сжиганию Куръана и печатаются карикатуры на нашего Пророка ﷺ.

За Россией закрепился имидж страны с многовековывами традициями толерантности и веротерпимости, уважения к правам и религиозным чувствам верующих. Вероятно, с этим связано и заметное увеличение потока туристов в Россиию из стран Ближнего Востока.

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Не то что запрет, даже  само обсуждение его возможности нивелирует достижения России во внешней политике, во взаимодействиях с арабскими странами, в сохранении межконфессионального мира и согласия и может стать поводом для усиления информационной войны против России и разжигания межнациональной розни.

Искренне надеюсь, что нам всем хватит мудрости сохранить мир и взаимоуважение между народами России.

Беседовала Самина Рахматуллина

Социальные комментарии Cackle