• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Минтимер Шаймиев: "И себя, и весь мир удивляя, красиво работать и жить..."

Время чтения: 14 мин
5746

Минтимеру Шариповичу Шаймиеву принадлежит известная уже по всему миру фраза, раскрывающая всю суть ислама в Республике Татарстан, его мирный приход на Булгарскую землю – «ислам на снегу». Нельзя не отметить вклад первого Президента, а ныне Государственного Советника РТ и председателя попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Татарстана, в развитие традиционного ислама и сохранения древних, исторических мест, на которых жили, любили и воспитывали детей наши предки.

Сегодня, в день, когда Минтимеру Шаймиеву исполняется 80 лет, мы хотели бы вспомнить его работу, которую он вел с начала образования Республики Татарстан, в том числе и по восстановлению мусульманских святынь, популяризации религиозного образования и реставрации исторических памятников татарского народа.

Представляем Вашему вниманию наиболее яркие цитаты Минтимера Шариповича.

Будучи участником одной из конференций, посвященных межнациональной и межконфессиональной журналистике, государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев отметил, что восстановление архитектурных памятников и возрождение религиозных святынь активизируется одним законом.

– Сейчас идет восстановление древнего города Болгар, где в 922 году жители Волжской Булгарии приняли ислам. Именно здесь, на этом святом месте, население современно Российской Федерации приняло ислам, причем мирным путем. И град Свияжск. Был подписан один закон, чтобы восстановить эти два важных для всех наших жителей города. Для создания Болгарской исламской академии (единственное образовательное учреждение в РФ столь высокого уровня) и воссоздание собора Казанской иконы Божьей матери – тоже один закон. – В мае, в день принятия ислама Волжской Булгарией, надеемся, заложим камень, символизирующий начало строительства академии, а 21 июля – камень, где был разрушен собор.

Одним из самых важных дел всей своей жизни Минтимер Шаймиев называет проект Болгарской исламской академии, строительство которой уже вышло на финальный этап.

– Я считаю, что вопрос назревший. Когда два года назад было совещание в Уфе, Владимир Путин выразил пожелание, чтобы и в России было образовательное учреждение, которое позволило бы получать высшее образование (магистратура, докторантура) в религиозной сфере, готовить наших богословов, в которых нуждается современное общество. Такой опыт, какой имеет Республика Татарстан по части мирного проживания, очень востребован.

 Булгарская исламская академия – место для воспитания и обучения духовных лиц Татарстана, России и мира. Место популяризации ханафитского учения как наиболее толерантной религиозной правовой школы. Земля, вобравшая в себя многолетнюю историю и ставшая важной вехой в принятии татарами ислама. Именно здесь и распахнула свои двери Булгарская исламская академия, уже сейчас обещающая стать одним из амбициозных и перспективных проектов, помогающий еще больше объединить исламский мир и помочь взаимопроникновению братских народов.

– Еще много работы предстоит. Надо и работать с учредителями, и внести поправки в устав Академии, чтобы все было единогласно. Надо найти богословов, наладить работу с имамами по всей России. Есть немало талантливых ребят, которые учатся в медресе, в университетах. Мы должны использовать международный опыт. Все то, что зависит от нас, мы должны сделать. Уверен, что все условия будут созданы как для студентов, так и для преподавательского состава.

Минтимер Шаймиев не раз отмечал, что создание Болгарской исламской академии – само по себе есть возрождение.

– В XVII–XVIII веках во многих исламских странах пользовались учениями, видениями наших богословов и мыслителей – ислама толерантного, который не противопоставляет себя никому. Ведь с каждым народом мы живем в согласии. В академии мы будем готовить богословов самых высоких степеней. Сейчас эта концепция находится на стадии разработки.

– Все должно быть сделано от души и для души. Хочется, чтобы и библиотечный фонд, и все остальное было доступно. Изучаем формы общения, чтобы после индивидуальных занятий студенты и аспиранты могли выйти почитать, посидеть, побеседовать. Мы делаем очень ценное дело и при таких подходах просто обречены на успех. Нельзя откладывать, потому что мы должны вносить свой вклад в мирное существование народов и религий, диалога культур. Тем более что Болгар как место принятия ислама внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы уже как часть мира работаем в этом плане и должны вносить свой вклад в развитие диалога культур.

Не обошел своим внимание Минтимер Шаймиев и проблемную область мусульман – достойное религиозное образование представителей религиозной элиты.

– Шакирды нам нужны умные, которые способны идти верным путем. В то же время, еще и у ныне работающих имамов нужно поднять уровень знания. По всей России и если нужно не только из России мы должны создать такие условия, такую квалификацию кадров и если нужно их приглашать для того, чтобы обучать и повышать квалификацию наших настоятелей, наших имамов, муфтиев. Я думаю, что совместно с нашим Исламским Университетом, и учитывая Институт истории, Академию наук и наш федеральный университет – силы у нас есть, нужно хорошо продумать для того, чтобы прочно встать на ноги, потому что право на веру мы с Вами конституционно обрели ведь совсем недавно. Но это говорит о том, что как вера живет в душе людей.

Стоит отметить, что Шаймиев является также председателем попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Татарстана. За несколько лет своего существования фонд добился того, чтобы Болгар и Свияжск внесли в список ЮНЕСКО, прежде отреставрировав расположенные там исторические памятники.

– Казанский Кремль отреставрировали, восстановили Кул Шариф, Благовещенский собор, имея богатый опыт, занялись возрождением Свияжска и Болгара. Мечеть Кул Шариф по своей исторической значимости была уникальной. Точное ее место расположения не известно. Правда, были и такие, кто призывал разобрать Благовещенский собор и на его месте построить мечеть. Однако как бы ни была трагична и жестока история, мы не в силах ее изменить. После того, как мы объяснили народу все это, сторонников этой идеи стало меньше. Мы единым указом утвердили решение об обновлении собора и воссоздания мечети Кул Шариф.

– Сейчас мы взялись еще за два важных проекта: строительство Болгарской исламской академии и восстановление Казанского Богородицкого собора. Причем делаем все одновременно, параллельно. А главное – при поддержке нашего многонационального татарстанского народа. Все сделано с душой. Все это нужно сохранить, наполнить содержанием, чтобы все больше людей посещали эти места, все больше говорили с любовью о своей земле.

– У меня всегда была мечта о восстановлении исторических мест и памятников, и она не давала мне покоя. Вероятно, до этого у меня не было времени и возможностей вплотную заняться этим проектом. Сказать по правде, я и сам не верил, что за эти считанные годы в Болгаре будет сделано столько преобразований. До того мы побеседовали на эту тему с Владимиром Владимировичем Путиным. По идее оба этих исторических памятника считаются памятниками федерального наследия.

С этой точки зрения Центр должен больше нас быть озабочен судьбой и Болгара, и Свияжска. Однако без нашего участия это невозможно. Обменявшись мнениями с руководителями правительства и парламента, мы пришли к мнению, что республика выделит из казны столько средств, сколько на восстановление исторических памятников будет выделяться из федерального бюджета. К слову, в последние три года обе стороны строго соблюдали договоренности и выделяли средства. Одновременно большую финансовую помощь оказывали также жители республики, крупные организации и предприниматели. У каждого человека бывает дело, которое является потребностью души, и для меня это дело именно такое.

Отдельное внимание первый Президент Татарстана уделил достоверному восстановлению древних религиозных и исторических сооружений на территории столице ранее существовавшей Волжской Булгарии, с которой и началось мирное распространение ислама в Поволжье.

Здесь же на берегу Волги открылся музей булгарской цивилизации. Он не противоречит значению исторических памятников, а напротив, помогает прибывшим туристам ознакомиться с теми экспонатами, которые были обнаружены на историческом месте Болгар. На первом этаже музея посетителей встречает памятник великого Кул Гали. До наших дней дошли произведения этого поэта, который жил в Булгаре в XIII веке. Это – народное достояние. Буквально недавно балет, созданный по мотивам поэмы Кул Гали «Поэма о Юсуфе» («Кыссаи Юсуф») был удостоен Государственной премии России. Это еще одно свидетельство о значимости неувядающего шедевра гениального татарского поэта Средневековья.

– Следует заметить, что вновь возведенные Белая мечеть и Музей хлеба не расположены на исторической территории булгарского городища. Однако и по отношению к ним высказываются претензии, будто бы они построены слишком близко к историческим объектам. А ведь подумайте, можно ли эти объекты упрятать в лесной глуши. Хорошо, если прибудешь в Болгар летом, когда можно совершить намаз на открытом воздухе. Наши природно-климатические условия включают в себя и ненастную осень, и весну, снежную и холодную зиму. И в это время приходится искать место, где можно совершить намаз и почитать ду’а. Мы не вправе восстанавливать те мечети, от которых сегодня остались лишь руины.

Да и чтобы восстановить здание, необходимо иметь на руках фотографию или чертежи исторического объекта. В настоящее время мы, обнаружив во время раскопок фундамент здания, приоткрываем верхнюю поверхность, однако и при этом есть строгие требования. А идея о возведении новой мечети существовала давно. По правде говоря, мы и не рассчитывали, что спонсоры бросятся поддерживать этот объект после того, как возникли широкие возможности для реализации данного проекта. И вот, наконец, была возведена восхитительная по своей архитектуре Белая мечеть и медресе. В ее отделке никаких красок не применялось, для этого из Италии был завезен высококачественный белый мрамор.

Кстати, таким камнем облицовано здание знаменитого на весь мир театра «Ла Скала».

У меня нет привычки ходить и выпрашивать деньги. Перед началом строительства мы объявили о том, что приступаем к восстановлению исторических зданий, будем возводить и новые, так что впоследствии не говорите о том, что не знали и не ведали об этом. В результате многие спонсоры приняли участие в реализации проекта. Одна из новостроек – Музей хлеба. Создан он тоже не случайно. История Болгар тесно связана с земледелием. Наши предки издревле занимались хлебопашеством. Невозможно было нам не заниматься и дорожным строительством. Дороги в Болгарах строились в соответствии с местным рельефом, однако прежде чем настелить асфальт, производились раскопки и все исследовалось.

Безусловно, мы очень рады, что все население и кто привержен той или иной вере, в данном случае Исламу, очень дружно поддерживают и за пределами Татарстана. Все кто вносит свой вклад, независимо, где он проживает, они это делают от души и для души. Действительно, невозможно не передать сооружение Белой мечети, а Белая мечеть означает чистота помыслов, чистоту совести, я думаю, что мы должны об этом всегда помнить.

– Сегодня наряду с историческим значением этого места делается упор и на его роль в духовной сфере. Булгария как самостоятельное государство существовала и до принятия ислама. Что же послужило причиной того, чтобы сюда прибыла целая миссия из самого Багдада? Уже в средние века Булгар был широко известен в странах Востока и Европы как центр торговли. Его превращению в мощное торговое государство способствовало расположение на берегу водной магистрали.

Для того чтобы сохранить границы в неприкосновенности и отстоять свою самостоятельность, булгарам необходимо было прилагать усилия. Торговые люди в те времена через Каспий добирались до Персии и Ирака. Распространение ислама до этих пределов способствовало укреплению взаимоотношений, а также открывались широкие перспективы для расширения торговли. Жителям Булгар приходилось общаться с путешественниками и торговцами из дальних стран. В те времена взаимоотношения между народами и странами налаживались при помощи торговли и купцов.Как уже говорилось, жизнь состояла не только из военных действий. Каждый, кто имел потребность в торговых путях, стремился обеспечить их безопасность. В том случае, если совершалось нападение на караван, разбойников быстро обнаруживали и наказывали.

– В то же время нельзя забывать и о том, что история Булгар связана с Золотой Ордой. Даже в тех условиях, когда по идеологическим соображениям в стране существовал отрицательный взгляд на историю Золотой Орды, у нас нет права отрицать то, что было. Сегодня в отношении истории этого государства имеются различные точки зрения крупных ученых и академиков. Допустим, как можно вычеркнуть из истории ханский дворец, в котором в свое время восседал Бату хан? Как для нас, так и для истории цивилизаций важно все: и история Алтая, и Тюркского каганата, и принятие ислама Булгарией, и ее место в истории Золотой Орды.

Приходу ислама на территорию современного Татарстана даже была посвящена отдельная выставка в казанском Эрмитаже – «Путешествие Ибн Фадлана», на открытие которой присутствовал и Минтимер Шаймиев.

– Это пример, как надо быть достойным этого дела и быть настолько уважаемым в стране и мире. Надо постараться сохранить наследие и нашу культуру, иначе мы очень много потеряем. Мы восстанавливаем Болгар и Свияжск. Болгар включен в список всемирного наследия «Юнеско». Но если бы не было бы материалов того времени, записок Ибн Фадлана, мы не смогли бы доказать, что в 922 году в Болгаре был добровольно принят ислам.

«Без будущего нет прошлого». Следуя этому завету на древней, многострадальной земле Болгар вот уже не один год проходит «Болгар жыены», который собирает последователей ислама не только со всего Татарстана, но и мусульман с разных уголков нашей необъятной планеты.

– Тогда, в далеком 922 году 16 мая жители Волжской Булгарии приняли ислам. И в этот день, в день открытия Булгарской исламской академии, пошел снег, как когда-то давно. Мы прошли через многое, мы с вами вместе это пережили и многое извлекли. Мы являемся живыми свидетелями происходящего исторического процесса, это ведь мы не по книгам читаем. Людей хотели сделать атеистами. Как возрождается вера, она живет в душах людей.

Два года назад у нас появился новый праздник – День официального добровольного принятия Ислама Волжской Булгарией в качестве государственной религии. В храме, построенном в Булгаре, установлен самый большой печатный Коран в мире. Знаменательным событием в текущем году явилось открытие в Болгаре Белой мечети с комплексом медресе, где будет организовано обучение шакирдов и переподготовка имамов. Восстанавливаются исторические памятники на территории Болгара, которые привлекают с каждым годом все больше и больше паломников не только из России, но и других стран мира.

Но не обошлось и без печальных событий, выпавших на долю всего татарстанского народа. И даже в таких тяжелых, неоднозначных ситуациях, когда некие силы пытались расшатать стабильную, дружественную обстановку в многонациональном и многоконфессиональном Татарстана, Минтимер Шарипович проявил не просто стойкость, но обозначил четкую позицию.

Мусульмане Татарстана, Поволжья, являются приверженцами ханафитского мазхаба. Укоренившиеся у нас традиции в Исламе в первую очередь характеризуются терпимостью, толерантностью как по отношению к представителям других традиционных конфессий, так и по отношению к людям иной национальности, которые проживают на территории республики. И руководство республики всегда твердо придерживается и дорожит этими ценностями.

Если мы хоть немного упустим ситуацию, если мы допустим хотя бы частичный отход от ханафитского мазхаба, тогда последствия будут действительно непредсказуемыми, причем не только для Татарстана, но и для всего Поволжья. Мы понимаем цену вопроса, и поэтому все необходимые меры по противодействию радикализму будут приняты, и республика в этом вопросе занимает жесткую позицию. Об этом однозначно, твердо заявил президент нашей республики Рустам Минниханов. Эта позиция поддерживается нашими мусульманами и всем населением республики. Татарстан не допустит попыток расшатать нашу главную ценность – мир и спокойствие в условиях развивающегося демократического общества. Общими усилиями будет обеспечено сохранение традиционного ислама и от этого мы не отступим, от кого бы ни исходила такая опасность и чего бы это нам не стоило. Но делать это мы будем в цивилизованных рамках без какой-либо "охоты на ведьм". Потому что нам жить и созидать на родной земле.

Свою четкую позицию Шаймиев выразил и по поводу нашумевшего «антитеррористического пакета» законов Ирины Яровой и Виктора Озерова.

– Безусловно, каждый из нас одобряет и поддерживает законопроект, направленный против терроризма. Так и должно быть, особенно в сегодняшних условиях. Но закон этот депутаты приняли в спешке. Поэтому поднялся настоящий бум по ряду вопросов и направлений. Но почему нельзя было сначала все разъяснить людям? Ведь они задают острые вопросы, а ответа нет. Сами правоведы, когда возникли вопросы, начали изучать законопроект. Но говорят, что там есть ссылки, пусть читают. Когда мне позвонил Виктор Озеров и начал рассказывать, убеждать, я ему ответил: «Не меня убеждайте, говорите верующим». Ко мне уже не раз обращались жители, спрашивали, как проводить Рамадан, соответствующие обряды и в каких условиях. Спросили, попадает ли Крестный ход под запрет или же его разрешат?

 

Так нельзя поступать, это же наши люди. Мы объявили выборы. А Президент России упоминал про доверие избирателей. Сейчас уже кандидаты начинают разъяснять. Нельзя такие промахи делать. Нужно говорить с избирателями. Может, депутаты хотели быстрее уйти на каникулы, поэтому приняли законопроект в спешке, я не знаю. Мы должны уважать свое население, избирателей. Любить надо людей. Я всегда говорю: не любишь людей – не ходи во власть. Нужно объяснять каждую мелочь. Если бы изначально все подробно расписали, то не возникло бы столько негатива и множества вопросов. Наоборот, вызвало бы доверие граждан к законодателям.

– Все наши мусульмане, все наши люди, население и наши гости должны понять, что история булгар и Булгарского государства – очень древняя. Хорошо, что к нашему счастью принят Ислам на этой земле, но это намного позже, когда Булгарское государство как государство его добровольно приняло.

Харакатта – баракат. Если мы возьмемся за что-либо – мы можем работать. Мы это и сами видим. И себя и весь мир удивляя, красиво работать и жить пусть даст Аллах.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle