Межконфессиональный диалог: каковы духовные ценности современного общества?
В Казани в рамках Всероссийской конференции «Наследие ислама в музеях России» состоялся круглый стол «Межконфессиональное взаимодействие как ресурс сохранения традиционных духовных ценностей современного общества».
Конференция проходит в рамках масштабных мероприятий, посвященных 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии.
Принятие и распространение ислама сыграло важную и системообразующую роль в истории всего Волго-Уральского региона и привело к расширению мусульманской цивилизации на этот регион уже в эпоху раннего средневековья.
Об этом заявил в своем выступлении доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Искандер Измайлов.
Булгары, по его мнению, были активными распространителями ислама и хранили веру. Измайлов привел наиболее яркую характеристику булгар, содержащуюся в труде Гильома де Рубрука: «Эти булгары – самые злейшие сарацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем, кто-нибудь другой».
«Косвенные сведения о структуре улама у булгар можно почерпнуть у ал-Гарнати, который описывая население Саксина, отмечал, что живущие там булгары и сувары имеют своих эмиров и соборные мечети, где они совершают пятничную молитву, у них также есть «кадии, факихи, и хатибы: и все толка Абу Ханифы». Это сообщение также подтверждает мысль, что, очевидно, ханафитский мазхаб стал традиционным для булгар уже с начала X в., как об этом писал Ибн Фадлан», – заявил в своем выступлении исследователь.
Спикер рассказал, что на территории Волжской Булгарии находились значительные общины православного, христианского, армянского населения и был даже свой могильник с храмом, что говорит о мирном сосуществовании различных конфессий на данной земле уже в то далекое время.
О мирном сосуществовании людей того времени, по данным ученого, свидетельствует и сама жизнь древнего города Биляр.
«Великий город русских летописей действительно выделялся своими размерами, площадью он был почти 800 га и проживали в нем порядка до 50 тысяч человек. (К сравнению, в то время в Лондоне проживало лишь 18 тысяч человек). О мирном сосуществовании свидетельствуют и археологические и письменные источники, в частности, указывается, что Биляре существовало православное кладбище, где хоронили по всем христианским правилам. Также известно, по описанию Ибн Фадлана, что пол в шатре хана Алмыша был застлан армянскими коврами. Наряду с широким распространением ислама и с тем, что в Булгарии довольно непримиримо относились к язычеству, к людям авраамических религий они относились очень толерантно и веротерпимо», – резюмировал Измайлов.
Говоря о культурном наследии и современных задачах межрелигиозного диалога, кандидат философских наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН Сергей Мельник зачитал цитату из открытого письма-обращения мусульман к духовным лидерам христиан мира.
«Вместе мусульмане и христиане составляют более половины жителей земного шара. Не может быть настоящего мира на земле без установления мира и справедливости между этими религиями. Будущее всего земного шара зависит от установления мира между мусульманами и христианами. Основания для мира и взаимопонимания присутствуют изначально, так как основными принципами обеих религий являются любовь к Аллаху и любовь к ближнему. Эти принципы постоянно упоминаются в священных писаниях обеих религий. Единый Аллах и обязательная любовь к Нему, а также к ближнему является общим между христианской и мусульманской религиями».
Мельник акцентировал внимание собравшихся и на многообразии и красоте поликонфессионального общества, призывая всех к ее изучению.
«Эстетическая красота, как аспект межрелигиозного диалога, этот подход – очень перспективен. Студентов надо возить в Свияжск, Болгар, Музей исламского искусства, чтобы они познавали таким образом культуру друг друга и ломали имеющиеся стереотипы. Это все способствует развитию отношений», – сказал спикер.
Многовековая история ислама нашла свое отражение в памятниках материальной культуры – от архитектуры до прикладного искусства.
Впрочем, тему красоты продолжила и доктор искусствоведения Гузель Валеева-Сулейманова, она рассказала о мусульманской традиции в современном татарском искусстве и привела примеры работ отечественных мастеров.
Она отметила, что во многих музеях представлены уникальные коллекции разных веков и цивилизаций, сочетающие своеобразие и универсальные черты сходства с региональными особенностями и традициями мусульманских народов.
Обсуждая на круглом столе, межрелигиозный диалог и формирование полярного мира, модератор круглого стола, исполнительный директор Фонда содействия стратегическому диалогу и партнерству, член ГСВ «Россия – Исламский мир», начальник Центра межрелигиозного диалога БИА Эльмира Садыкова отметила, что сегодня религии играют очень важную опору, как объединяющий ресурс народа, и это подтверждают работы наших ученых, отечественных исследователей.
«Те религиозные ценности, которые есть в доктринах, канонах, являются общими, и наша задача не спорить о том, кто сильнее, красивее, у кого глубже мысль, у кого есть какие-то недостатки, мы должны понимать друг друга, чтобы жить в современном мире, должны быть объединёнными», - отметила Садыкова.
О роли мусульманского духовенства и религиозных организаций в сохранении традиционных духовных ценностей рассказал Рамиль Адыгамов, кандидат исторических наук старший научный сотрудник отдела истории религий и общественной мысли Института истории им. Ш. Марджани.
«Традиция – это наше социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению… Из истории мы знаем, что на территории Булгарии распространился ханафитский мазхаб и матуридитская акыда. Эта традиция продолжилась и в период Казанского ханства... Сегодня ДУМ РТ возродило эти традиционные духовные ценности и продолжает работу по их развитию», - отметил Адыгамов.
Протоиерей Владимир Самойленко, кандидат богословия, также говоря о традиционных духовных ценностей, сделал акцент на современных вызовах и упомянул о главных постулатах Стратегии национальной безопасности РФ.
«Мы часто говорим о ценностях нашего народа, называя их нравственными ценностями, духовными скрепами, традиционными ценностями. Но суть у них одна и та же, речь идет о базовых ценностях, без которых невозможна жизнь нашего народа и Отечества, которое, к сожалению, кто-то хочет забрать, изъять. Ведь если заберешь эти ценности, разве можно потом говорить о дальнейшем бытие нашего великого народа?» – заключил ректор Казанской православной духовной семинарии.
Как в Казани и Татарстане происходит межконфессиональное взаимодействие в академической и воспитательной сфере рассказал Рафис Закиров проректор по научной работе РИИ. Он отметил, что студенты Казанской православной духовной семинарии являются активными участниками всевозможных образовательных мероприятий мусульман: семинаров, конференций и круглых столов.
Также спикеры говорили и об истории развития халяль-индустрия и о ее восприятии в современном поликультурном обществе.
К слову, доктор социологических наук Гульнара Габдрахманова заявила, что халяль-продукцию сегодня охотно покупают представители не только мусульманской конфессии, но другие, отмечая для себя именно высокое качество продукции, натуральность и вкусовые качества.
Каким образом сегодня передаются исламские ценности в семьях татар поведала Лилия Сагитова, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
Спикер рассказала о "реисламизации от детей к родителям". Она отметила, что молодое поколение мусульман зачастую влияет на мировоззрение своих родителей, выросших в системе антирелигиозной советской парадигмы. Сегодня все чаще родители, смотря на своих детей-мусульман, сами начинают активно исповедовать ислам и все его каноны, оставляя в прошлом вредные привычки.
Межконфессиональный диалог и взаимодействие – непременная основа сохранения традиционных духовных ценностей в современном обществе. Об этом всем своим созданиям еще много веков назад сказал Всевышний Аллах в Благородном Коране:
«И Мы ниспослали тебе [о Мухаммад] [Так] Суди же их по тому, что ниспослал Аллах [из предписаний в Коране], и не следуй их прихотям, отходя при этом от истины, что пришла к тебе. И каждой [общине] из вас Мы определили закон [шариат] и путь [ведущий к Аллаху]. И если бы Аллах захотел, то сделал бы вас единой общиной [которая на протяжении всех веков придерживалась бы одной религии], но Он [разделил вас, потому что] желает испытать вас тем, что дал вам [разными законами для каждой общины]. [Пока не пришла смерть] Спешите [опережая друг друга] в совершении добрых дел. Все вы вернетесь к Аллаху, и Он сообщит вам [правду] обо всем, о чем вы спорили [кто из вас прав, а кто нет, и кто какое воздаяние заслужил]» (Аль-Маида, 48).
Автор: Islam Today