«Фатиха» - новое слово в искусстве каллиграфии
28 октября, в день рождения Порока Мухаммада (мир ему) в стенах Галереи Татарского шамаиля Музея-заповедника «Казанский Кремль» состоялось торжественное открытие удивительной выставки молодых, но уже успевших зарекомендовать себя, каллиграфов «Фатиха: новые смыслы».
Следует отметить, что каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который является творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе имеет сакральный смысл и несёт особое значение. Многие религии используют изображения (иконы) для выражения основ своих убеждений, и лишь ислам вместо этого предлагает каллиграфию.
Именно отказ от изображений, как от возможной формы идолопоклонства, привёл к развитию каллиграфии в религиозном направлении. Искусство письма всегда занимало необычайно высокое место в арабской, а затем и в исламской культуре в целом. В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения «красотой письма» (каллиграфией) служила показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности. В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана.
Как писал в «Трактате о каллиграфах и художниках» Кази-Ахмед ибн Мирмунши аль-Хуссейн, живший в XVI веке, «мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов». Многие правители брали на себя обет сделать копию Корана и для этого постигали азы каллиграфии.
Экспозиция представляет собой лучшие образцы творчества молодых, но уже достаточно известных в республике художников-каллиграфов, создавших своеобразную творческую группу «Фатиха». В неё вошли Айзат Мингазов и Гульназ Исмагилова (Казань-Стамбул), Айрат Хисматуллин (Екатеринбург), Назим Исмагилов и Роза Хузина (Казань). На выставке представлено более 30 работ, выполненных в технике арабской каллиграфии. Посмотреть работы можно будет до февраля 2021 года.
Ильмира Гафиятуллина