Как не попасть в секту? Инструкция по применению
Кто такие мутазилиты? О чём говорит хадис, повествующий о разделении мусульман на 73 течения? Как не совершить ошибку и не пойти неверным путём? Какие сегодня существуют течения в исламе? Это лишь малая часть вопросов, которые предстоит изучить слушателям очередного модуля курсов повышения квалификации (КПК).
На этой неделе специалисты со всех регионов России, религиозные деятели и студенты знакомятся с влиянием догматических концепций на формирование течений и сект в исламе.
Истоки появления разногласий среди мусульман
От Абу Хурайры (радый Аллаху анху) передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Иудеи разделились на семьдесят одно или семьдесят два течения, как и христиане. И разделится моя община на семьдесят три течения, и все они в Огне, кроме одной». Тогда пророка Мухаммада ﷺ спросили: «Кто это, о, Посланник Аллаха?». Он ответил: «Кто [придерживается того же], чего [придерживаюсь] я и мои сподвижники» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи). Этот хадис, пожалуй, известен каждому из нас.
По словам Рашида хазрата Сибгатуллина, одного из устазов модуля, посвящённого сектам и течениям в исламе, существуют различные подходы в исчислении течений: кто-то считает, что все они появятся до Судного дня, другие уверены, что все течения уже давно сформировались.
Первые же разногласия в общине мусульман появились практически сразу после смерти посланника Аллаха ﷺ. Лишь некоторое время после ухода наилучшего из людей в мир вечный умма жила мирно. Первым камнем преткновения стал вопрос достоверности смерти самого Пророка ﷺ.
«Отдельная часть считала, что пророк Мухаммад ﷺ на самом деле покинул земной мир, другие были уверены в том, что он был вознесён Всевышним, как и Иса (алейхис-салям). Конец этим пересудам и спорам положил Абу Бакр ас-Сиддик», – объясняет Сибгатуллин.
Бурную дискуссию собрал и вопрос места захоронения Мухаммада ﷺ, расположения его могилы. В Мекке, Медине или же в Иерусалиме? Прекратил все пересуды Абу Бакр, напомнив, что пророков хоронят там, где они умирают.
«Большой спор среди последователей идей пророка Мухаммада ﷺ вызвал дальнейший выбор предводителя мусульман. Кто же будет наместником Пророка ﷺ? Община разделилась на три лагеря: одни считали, что предводитель мусульман должен был быть из ансаров, иные – из мухаджиров. Была и третья группа людей, которые предлагали выбирать одного правителя из ансаров, следующего из мухаджиров. Разногласиям в этом вопросе положил конец один из хадисов, согласно которому править мусульманами может только потомок племени Пророка ﷺ, из курайшитов. Таким образом, следующим предводителем мусульман стал Абу Бакр», – объясняет Рашид хазрат Сибгатуллин.
Мусульмане в Индии – что сделала Британская империя?
Визит-профессор Болгарской исламской академии Анвар Ахмад аль-Багдади познакомил слушателей курсов с тем, как в Индии появились первые секты, и какую роль в этом сыграла Британская империя.
«Враги могут быть либо внешними, либо внутренними. Опасность внешних врагов не столь огромна, как опасность внутренних. Именно внутренний враг значительно подрывает истинные, устоявшиеся религиозные устои», – заверил спикер.
Первые течения на территории Индии появились в конце I-начале II века по хиджре. Именно с этого времени можно начинать отсчёт подрыва устоев религии. Совершалось это, по словам устаза, путём выдумывания рассказов, хадисов и приписывание их Пророку ﷺ. Всем этим занимались именно внутренние враги.
«Опасность этого феномена очень велика. Всевышний так предрешил, что были те, кто выдумывал, а были и те, кто защищал сунну от выдуманных хадисов. К примеру, во время правления аббасидов наказанием за выдумывание хадисов служила смертная казнь», – объясняет Анвар Ахмад.
Но не только халифы, правители боролись со лжепророками, изменением сути ислама. Особый вклад в этот вопрос внесли крупные учёные. Отдельно стоит отметить имама Ханбаля, который покончил с фитной мутазилитов.
«Множество учёных противостояли распространению лживых хадисов, среди которых особого упоминания заслуживают имам Ашари и имам Матуриди. То, что они сделали на пути распространения истины и на пути искоренения неправильных воззрений, опровержения сект, тяжело недооценить. История этого не забудет», – поделился со слушателями КПК Анвар Ахмад.
Как же ислам пришёл в Индию? Это благое событие имело место быть благодаря учёным Мавверанахра, которые распространили на местной территории воззрения ахлю сунна. До сих пор в Индии большинство мусульман – сунниты, в вопросах вероучения – матуридиты, придерживаются мазхаба Абу Ханифы.
Также ситуация обстояла и в VI веке по хиджре, вплоть до момента падения Индии и британской оккупации. С приходом к власти Британской империи стали появляться обновители религии – индийские муджаддиды. Однако благодаря силе и трудам имама Раббани получилось погасить эту фитну, связанную с обновленческими движениями в Индии.
1857 год – именно эта дата на многие годы вперёд станет точкой невозврата. Именно в этом году началась британская оккупации Индии, которая значительно изменила не только государственный строй страны, но и религиозное единство мусульман. Истинные учёные были убиты в ходе оккупации, англичане стали насаждать свои правила и законы, государство распалось на три самостоятельных страны.
«Британцы понимали, что единственные, кто могут противостоять их оккупации, – это мусульмане. Если их не разобщить, то британцам придётся уйти, признать своё поражение. Именно поэтому они решили посеять раздор между мусульманами, что привело к появлению различных течений и сект среди мусульманской общины Индии», – пояснил профессор.
Одной из таких опасных и отпавших от истины сект стали кадианиты. Косвенно о появлении такой группы людей предупреждал своих последователей пророк Мухаммад ﷺ. «Саубана передаёт, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине боюсь я, что в моей умме появятся имамы (предводители), которые будут вводить людей в заблуждение, и будет их 30 человек, и будут они притязать на пророчество. Я являюсь последним пророком, и не будет пророков после меня» (Муслим).
Кадианиты – это не обычные люди, а те, кто обладает определённым статусом, высоким положением, пользуясь которым они будут вводить людей в заблуждение.
«Поэтому не стоит обманываться внешним видом людей. То, что человек носит бороду, чалму, обладает внешними признаками уважаемого, богобоязненного учёного человека, ещё ни о чём не говорит. Нужно узнавать имамов по их мысли, по их знаниям и вероубеждению. Мы должны выбирать в своё окружение и следовать за теми, кто соответствует правильной методологии, убеждению, мысли, а не обманываться внешним видом. Посланник Аллаха ﷺ предупредил нас, что появятся предводители, которые будут вводить людей в заблуждение. И будут они из числа мусульман, выглядеть как богобоязненные люди. Но не это важно, важно другое – какие убеждения несёт в себе человек», – уверен визит-профессор БИА.
Предопределение и дуа – без чего нельзя себе представить мусульманина?
Отдельно в рамках КПК поднимается вопрос предопределения, вера в которое является одним из столпов имана. Мусульманин верит в божественное предопределение, что все события, происходящие во Вселенной, с людьми и другими творениями, предопределены Всевышним.
Предопределение записано в недоступной для прочтения никому, кроме самого Всевышнего Аллаха, Хранимой Скрижали. Людям неизвестно, что там написано. Верующий узнает о конкретном, предписанном Всевышнем событии только тогда, когда это событие произойдёт, либо когда о нём становится известно из уст пророков Всевышнего, если на то будет воля Создателя.
Ещё одной составляющей жизни каждого мусульманина, по словам Рашида хазрата Сибгатуллина, является дуа – мольба, прямое обращение ко Всевышнему Создателю. Дуа – молитва в жизни мусульманина играет особую роль. В Коране говорится:
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (Аль-Бакара, 186).
Руководствуясь этим аятом, мы постоянно взываем к Всевышнему и верим, что наш Создатель и Творец Вселенной слышит нас при обращении к Нему.
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Мольба приносит пользу в том, что постигло, и в том, что может постичь. Так обращайтесь же с мольбой к Аллаху, о, рабы Аллаха!». Посланник Аллаха ﷺ побуждал нас всегда помнить и всегда просить Аллаха, когда нам хорошо и когда нам плохо.
Напомним, что организаторами курсов выступают Российский исламский институт, Духовное управление мусульман Республики Татарстан и Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Модуль, посвящённый течениям и сектам в исламе, продлится до субботы включительно.
Курсы повышения квалификации состоят из 10 модулей по различным вопросам современного исламского богословия. Первый модуль был посвящён религиозной практике мусульман в условиях мировой пандемии.
Новый модуль, который проходит в эти дни, посвящён теме «Влияние догматических концепций на формирование течений и сект в исламе».
Среди лекторов – доктор исламских наук, профессор Болгарской исламской академии Сейф Али аль-Асри, доктор филологических наук, визит-профессор Болгарской исламской академии Анвар Ахмад аль-Багдади, заведующий кафедрой арабского языка и гуманитарных дисциплин КИУ Рамиль Адыгамов, доктор исламских наук, ст. преподаватель кафедры религиозных дисциплин КИУ Рашид Сибгатуллин, заведующий кафедрой религиозных дисциплин КИУ Дамир Шагавиев и ст. преподаватель кафедры религиозных дисциплин КИУ, специалист отдела по вопросам шариата ДУМ РТ Ахмад Абу Яхъя (Кирилл Иванюго).
Автор: Ильмира Гафиятуллина