• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Фраза «ислам на снегу» - это не просто красивый образ...»

Время чтения: 8 мин
4454

Конец 2016 года ознаменовался вот уже VI Международным форумом «Ислам в мультикультурном мире: межконфессиональное согласие и преодоление радикализма», который собрал в стенах Казанского университета не только представителей духовной структуры общества, но и видных ученых, религиоведов и студентов со всех регионов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья: Казахстана, Армении, Египта, Марокко и др.

Форум проводится с 2011 года и является отличной площадкой для выступлений ведущих отечественных и зарубежных ученых-исламоведов, представителей мусульманского духовенства. Стоит отметить, что организаторами мероприятия выступают Институт востоковедения РАН, Духовное управление мусульман РФ, Духовное управление мусульман РТ, Российский исламский институт и Центр исламоведческих исследований АН РТ.

В свете все большего роста влияния радикальных террористических псевдорелигиозных организаций в ракурсе пристального внимания участников форума оказался мониторинг религиозной ситуации в мусульманской общине не только регионов России, но и мусульманского мира – Сирия, Ирак, Пакистан, а именно – анализ сложившейся ситуации, поиск решения проблемы радикализации молодежи и выработка эффективного метода профилактики терроризма и экстремизма. Также внимание участников конференции привлекли  такие темы, как попытки внедрения православного предмета в школах, казанское востоковедение, диалог с такфиристами и итоги широко известной «грозненской фетвы».

- Сам тот факт, что открытие этого форума проходит в актовом зале, говорит о значимости этого мероприятия, - отметил Линар Латыпов, проректор КФУ по внешним связям. – Ведь только особо важные встречи, конференции, круглые столы проходят именно здесь. Отрадно, что уровень конференция растет с каждым годом.

Проректор сделал акцент, что казанская школа востоковедения известна по всему миру, а работу центра Islamica стоит отметить отдельно.

- В следующем году мы будем отмечать юбилей. В 1807 году была основана казанская школа востоковедения профессором Христианом Мартином Френом, который по праву считается основателем этого направления, породившего целую плеяду российских именитых ученых. Это очень значимая для нас всех дата, которую мы отметим рядом мероприятий.

Пожелания успешной работы всем собравшимся от Президента Республики Татарстан, председателя Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» Рустама Минниханова передал Александр Терентьев, руководитель Департамента Президента РТ по вопросам внутренне политики.

- Сегодня была уже упомянута известная фраза Минтимера Шариповича «ислам на снегу». Это ведь не просто красивый образ. Минтимер Шарипович склонен к некоторым обобщениям и философствованию. Отсюда вытекает то особенное, что отличает различные регионы, тот путь социализации, о котором уже говорилось, и, безусловно, та практика, которая имеет место быть в Республике Татарстан. Вопросы, связанные с радикализмом, те вызовы, с которыми столкнулось человечество, заставляют серьезно задуматься над тем, как нам совместно с этим бороться. Характерно, что возникают различные исламистские религиозно-политические террористические группы, несущие в себе экстремистскую подоплеку.

Происходит политизация ислама, которая находит свое отражение и в современной мусульманской умме Российской Федерации. Кто-то говорит здесь о внешних факторах, что это наследие колониализма, сложные социально-политические устройства. В то же время немало суждений и о том, что имеет место внутренний фактор, связанный с самим механизмом функционирования исламского религиозно-политического сознания. Конечно, мусульманское сообщество принимает попытки осмысления происходящего. Достаточно вспомнить инициативы с актуализацией позитивного потенциала ислама. В Грозном состоялась всемирная конференция, была принята фетва, которая вызвала неоднозначную реакцию в религиозных и политических кругах, Совет муфтиев принял фетву об опасных сектах и признаках псевдоисламского радикализма, которая тоже не была однозначна принята всем мусульманским сообществом.

На сегодняшний день российские мусульмане разрозненны, нет единого центра, прерваны богатые традиции татарского богословского наследия, разрушена система религиозного образования (над чем сейчас ведется работа), множество региональных муфтиятов привносит фрагментарность в сам российский ислам. Безусловно, есть определенный опыт в выстраивании единой работы, с 2010 года регулярно проходит Форум татарских религиозных деятелей, а в 2013 году была принята концепция «Ислам и татарским мир: концептуальные основы функционирования и развития», подписана социальная доктрина российских мусульман – это попытки выработать единые подходы, взгляды на происходящие в обществе процессы. Активно реализуется проект Болгарской исламской академии, призванной стать ведущим духовно-просветительским и образовательном центром РФ.

В рамках пленарного заседания руководитель Института востоковедения РАН, директор центра Islamica КФУ Виталий Наумкин.

- Очень важно, что здесь собралось беспрецедентно большое количество ученых, экспертов, религиозных деятелей разных регионов России, а также соседних государств СНГ. Это говорит о том, что Казань становится центром исламоведения и востоковедения. Само выделение этого направления в отдельную дисциплину – большой шаг вперед не только для Казанского университета, но и для науки Татарстана и России в целом. Многоплановость этой конференции и ее необходимость очевидны.

Стоит отметить, что в Татарстане в рамках профилактики идей экстремизма и терроризма проводится очень много различных мероприятий: работают с молодым поколением и психологи, и политологи, и религиоведы. Говоря о предотвращении такого страшного явления, как радикализм, надо понимать, что здесь идет апелляция к базовым, основным знаниям религии, что позволит сформировать объективное представление об исламе и эффективней бороться с экстремистами. 

- Мы должны очень твердо стоять на защите тех ценностей, которые через нашу непростую историю мы сохранили, развили и превратили в принципы нашего существования. Сегодня этим принципам взаимообогащения, взаимоуважения угрожают группы радикально настроенных людей, - заверил Виталий Наумкин. – Мы знаем, что, к сожалению, обманутая молодежь, которая стала жертвой пропаганды со стороны радикальных групп, сегодня участвует и в боевых действиях, террористических операциях за рубежом. Причем среди этих ребят есть представители разных стран, разных культур. Именно поэтому так важно противостоять этому феномену. Здесь должна быть комплексная стратегия: исламское, светское образование, а главное – приверженность тем многовековым ценностям, на которых воспитаны все поколения жителей Татарстана, всех регионов России.

Нельзя забывать о том, что ислам – это растущая религия, число последователей которой увеличивается. Однако сегодня, к сожалению, исламский мир раздирается внутренними противоречиями, которые разжигают враги как Российской Федерации, так и всего исламского мира, чтобы разрушить единство мусульман, их конструктивное взаимодействие с теми государствами, где они проживают, и с теми группами населения, с кем взаимодействуют.

- Ислам как религия мира, как просвещенная религия, которая привлекает сегодня людей, в XXI веке сохранит эту свою роль, только если удастся ликвидировать тенденцию к радикализму, враждебности к неисламскому миру. Если обратить внимание на ту идеологию, которую распространяет ИГИЛ (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ), то это чистой воды фашизм, там нет даже малой доли исламского вероучения, ценности сакральных, священных текстов. Это чистый фашизм, который плывет по миру и обслуживает интересы тех сил, которые действуют фактически против интересов мусульман и полиэтнических, поликонфессиональных обществ, - уверен Виталий Наумкин.

Первый заместитель муфтия, председателя ДУМ РТ Рустам хазрат Батров, отметил важность понимания, что есть традиционный ислам.

- Словосочетание «традиционный ислам» используется в 4 значениях. Во-первых, как обозначение пророссийского понимания ислама. Другой вариант – это обозначение обрядового, народного ислама. В этом понимании «традиционный ислам» употребляется в речи светскими, этническими мусульманами, этнографами. Еще одно значение, которое обычно используется татарскими националистами, это национальный, татарский ислам. Тот ислам, который способствует сохранению татарской нации.

Профессор Александр Сафарян, заведующий кафедрой тюркологии Ереванского государственного университета напомнил присутствующим слова академика Бартольда о том, что именно Казанский университет является колыбелью Российского, а также советского и постсоветского востоковедения.

- Мы являемся внуками и правнуками Казанского университета, - отметил профессор, - и с доброй завистью следим за успехами Института международных отношений, истории и востоковедения, где сегодня наши собратья возрождают классические традиции Казанского востоковедения и являются достойными продолжателями интеллектуальных традиций российского ислама – наследия Шигабутдина Марджани, демократических традиций великого гения татарского народа Габдуллы Тукая. Историей предопределено, что именно Казанский университет должен быть координатором в деле развития исламского и исламоведческого образования.

С приветственными словами к участникам конференции обратился Илья Рябков, главный советник департамента по вопросам внутренней политики аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО, ректор Российского исламского института Рафик хазрат Мухаметшин, заведующий кафедрой тюркологии Ереванского государственного университета Александр Сафарян, Генеральный консул Исламской республики Иран в Республике Татарстан Алибеман Экбали Зарч, Вице-консул Турции в Республике Татарстан Нуреттин Кая.

В течение двух дней участники форума будут обсуждать перспективы развития высшего исламского религиозного и теологического образования в современной России, псевдоисламский радикализм в глобализирующемся мире, поднимут актуальные вопросы академического исламоведения, подведут итоги существования исламской религии в годы советского атеизма, дадут определение понятию «традиционный ислам» в свете этнического и религиозного, прорисуют социальную инфраструктуру мусульманского сообщества и охарактеризуют международное сотрудничество в области преподавания арабского языка.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle