• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

А почему бы не обновить жену?

Время чтения: 8 мин
10175

 

Повсеместное распространение разводов, не обошло стороной и мусульман. Более того, нередки случаи, когда мусульмане оставляют своих бывших жён не только в разбитом состоянии духа, но и в материальном смысле «у разбитого корыта». Группы в социальных сетях, посвящённые оказанию благотворительной помощи, переполнены драматичными историями брошенных женщин, оставленных со своими детьми (которых часто трое и больше) на произвол судьбы и вынужденных просить у людей даже продукты питания. Бывшие же мужья, как правило, быстро находят себе очередную жену и цинично оправдывают свои поступки фетвами неизвестного происхождения.

Между тем известно, в исламском праве категорично подчёркивается, что для Аллаха самым отвратительным из всех разрешённых действий является талак (развод), и  разорвать отношения между супругами можно только при крайних обстоятельствах и непримиримых противоречиях.

История Сабиры: Аллах не дает испытания больше, чем человек может выдержать

Свою печальную историю редакции Islam-today рассказывает Сабира (имена и места действия изменены), домохозяйка 32 лет, мама троих детей, по образованию медицинский работник:

«С мужем в браке мы  прожили 7 лет, бывало всякое, как и в любой семье, иногда жили дружно, иногда ссорились. Пять лет назад мы пришли в ислам, супруг уже успел побывать в хадже. 

Разлад между нами начался с того, что муж объявил о своём намерении взять вторую жену. Я стала замечать, что он достаточно вольно общается с женщинами в социальных сетях, по скайпу, и поняла, что он вполне серьезно подыскивает кандидатуру для женитьбы. Я не могла согласиться с его решением по многим причинам, среди которых не только мои глубокие и искренние чувства к супругу, но и наше тяжелое материальное положение.

Мы жили в Нижнекамске, а мои родители – в Саратове. Я была с детьми в гостях у родителей, беременная третьим ребёнком, на шестом месяце, когда он по телефону трижды сказал что разводится со мной. Кроме того, он сказал, что мне не следует возвращаться домой в Нижнекамск, а нужно остаться у родителей. Я не могла поверить, ощущение было, что это просто ссора, в голове не укладывалось, что это действительно развод.  Я умоляла, чтобы он разрешил мне приехать, так как фактически вся моя жизнь была в Нижнекамске: врачи и женская консультация, занятия старшей дочери в мечети, друзья… Однако супруг был непреклонен, сказал, что мои вещи вышлют почтой. Кроме того, оказалось, что он тут же женился вновь, едва объявив мне о разводе. Я обратилась к местному имаму в Саратове, он сказал, что я имею право вернуться домой на срок идды – то есть пока не родится мой ребёнок. Только благодаря его словам, муж разрешил-таки мне приехать. Когда я приехала в Нижнекамск, муж вдруг стал просить прощения, хотел меня вернуть. Однако при этом выдвигал совершенно невероятные условия: например, чтобы его новая жена не знала об этом, а также, чтобы я дала ему светский развод (ранее я в этом ему отказала). Такая попытка к примирению, естественно, ничем не закончилась, поскольку супруг вел себя крайне несправедливо. После этого у меня случился нервный срыв, и меня увезли в больницу с диагнозом «угроза прерывания беременности». В стационаре я общалась с психологом и немного пришла в себя.

После того, как родился ребёнок и меня выписали из больницы, мне пришлось некоторое время пожить у свекрови. Уже на следующий день она стала спрашивать, когда уже я уеду к родителям в Саратов. Подключился и муж: сказал, что готов выписать меня из квартиры и вывести под конвоем, если я не соглашусь освободить жилплощадь, поскольку у него нет денег снимать квартиру, и он с новой женой вынужден переехать к маме. Я тогда ещё даже не оправилась от операции (кесарево сечение), и мне невыносимо было терпеть такое давление.

Наконец, родители выслали за мной машину, и я уехала к ним в Саратов. Так я осталась ни с чем – ведь, прежде чем уехать в Нижнекамск, мы продали нашу общую квартиру в Саратове. Муж позвонил и сказал, что возможности помогать материально мне и детям у него нет, поэтому пока нас обеспечивают мои родители.

Я не могу понять, что происходит, словно какой-то сихр (колдовство), очень тяжело, виню себя… В муже словно два человека: один меня любит, а другой ненавидит. Он до сих пор не дает определённости нашей ситуации. Вот и сейчас, узнал мой новый номер телефона, звонит, то говорит «верну тебя», то «не верну», а у меня ещё живы к нему чувства… Но, наверное, это всё пустые иллюзии, ведь у него новая жена, и развестись с ней по исламу также будет неправильно, и она тоже уже беременна. Я понимаю, что этого не изменить. У меня нет никаких планов, я не знаю что делать и не знаю что будет дальше. Живу одним днем, просто смотрю за детьми, обживаюсь в новом городе. Конечно, хотелось бы вернуться в Татарстан, ведь мусульманам там проще, не представляю как моя старшая дочка пойдёт  в школу здесь. Аллах не дает испытаний больше человеческих возможностей».

Как было отмечено, мы изменили имя героини и названия населенных пунктов, где ситуация имело место быть. Однако, к большому сожалению, ситуация, рассказанная Сабирой, в последнее время стала типичной и встречается повсеместно. Почему же мужчины забывают о том, что, по словам Пророка (мир ему), женщина для мужчины ни что иное как аманат – вверенное ему на хранение – Всевышним, и обращаться с таким хрупким творением, как женщина, нужно соответственно?..

Диляра Ларина,  психолог, специалист по семейным отношениям

«Я сталкивалась семьями, где случались подобные ситуации. Безусловно, в таких семьях мужчины изначально воспринимают ислам как ритуализм, не хотят или не способны воплощать религию сердцем, а не только внешне.

Мужчины, способные на подобное, обычно не получали должного примера со стороны отца в семье, в которой воспитывались. Они эмоционально неустойчивы, и  даже незначительный стресс или кризис  заставляет их принять решение уйти из семьи, более того, они ощущают, что должны уйти немедленно, им становится невыносимо оставаться по одной крышей с домочадцами.

Для оставленной женщины уход мужа, конечно, сильный удар. Однако нельзя не сказать, что  такая ситуация, безусловно, сложилась  не за один день. Если муж ведёт себя неадекватно или необъяснимо агрессивен, нужно было обращаться за помощью к специалистам вовремя. Любые проблемы взаимоотношений – это всегда ответственность обеих сторон, и мы не можем перекладывать всю вину только на мужчину.

Для детей ситуация со скандалами между родителями и последующим уходом из семьи отца – это не только огромный стресс, но и дурной пример.  Существует вполне реальная опасность, что дети повторят подобное поведение. Мама без отца интуитивно начинает воспитывать из сына девочку, а у девочек не бывает перед глазами примера отношений мужа и жены.

Особо отмечу, что в столь сложное для мамы с детьми время очень важна помощь близких, друзей, родственников. Психологи советуют, чтобы рядом находился, например, дедушка – в качестве поддержки и примера мужского поведения.

Абдулла Адыгамов председатель Совета улемов ДУМ РТ

Семья – это ячейка общества, и ее распад является трагедией для социума в целом. Поэтому, несмотря на то, что шариат разрешил развод, он является для Аллаха самым нелюбимым из разрешенных деяний. Зачастую в разводе виновны оба супруга: не смогли договориться, найти общий язык. Мне бы хотелось взглянуть на эту проблему глубже и задать вопрос: в чем же все-таки причина такого большого количества разводов в наши дни? На мой взгляд, проблема заключается в том, что мы далеко отошли от принципов духовности и превратились в общество потребителей и эгоистов. И эта тенденция, к сожалению, только усиливается. Это общество, где шоколад становится «райским наслаждением», человеку пытаются продать яд вроде чипсов или сигарет, а мечтой становится новый смартфон, айпод или автомобиль представительского класса. Как следствие, обыватель стремится поскорее избавиться от старого и приобрести новое. К сожалению, этот же принцип по привычке переносится и в сферу межчеловеческих отношений. Если утрировано, то вот мужчина увидел на улице симпатичную девушку в платке, сравнил со своей женой и подумал так же, как в рекламе: «А почему бы не обновить жену?». То же и с женщинами: например, незнакомый мужчина перед ней открыл дверь или пропустил вперед, когда она заходила в автобус, и она уже сравнивает его со своим мужем, думая «бывают же на свете хорошие мужчины, не то, что мой». Где же в этом обществе, ориентированном только на материальное, место духовности? Где идеалы самопожертвования? Служения? И как всегда возникает вопрос: что делать?

На самом деле все просто. Мы живем в бренном мире. Все, что нас окружает, и мы сами в том числе бренны. Исчезнут и «Баунти», и смартфоны, и внедорожники, и останется только Аллах Вечносущий. С чем же мы придем к Нему? Чтобы ответ на этот вопрос нас не затруднил, нам следует вовремя опомниться, отключиться от матрицы потребления, потакания своим страстям и вернуться к идеалам, которые проповедовали все пророки и прежде всего Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему).

Разве он не был всю жизнь примером служения (хыдма, хизмат)? Разве он не собирал дрова для костра своих сподвижников? Разве он не подметал пол своего дома, чтобы помочь женам? Разве он не позвал Айшу (р.а.) наблюдать за эфиопами, сражавшимися на деревянных мечах в его мечети? Разве он не дарил подарки подругам Хадиджи после ее смерти? Разве он не убирал мусор за своим соседом иудеем? Разве он не раздавал сподвижникам все, что у него было, и не оставался ни с чем?

Искреннее служение, ради довольства Аллаха – это одно из важнейших качеств, присущих лучшим людям на земле, пророкам и посланникам. Они служили своим родителям, а родители им, они служили своим женам, а их жены - им, он служили своим сподвижникам, и их сподвижники служили им. Если на жизненном пути встречались тяготы, они были терпеливы. Все это ради одного - довольства Аллаха.

Поэтому перед тем, как сделать последний шаг, ведущий к разводу, следует задаться вопросом: а будет ли доволен Аллах, тем, кто совершает этот развод? Будет ли Он доволен, если человек оставил жену с детьми и без пропитания?

Есть у данной проблемы и материальная сторона. В арабских странах, которые многие из наших местных братьев любят приводить в пример, вступление в брак для мужчины обходится очень дорого, а развод еще дороже. Это связано с тем, что вступая в брак, мужчина выплачивает своей будущей жене половину махра, вторая остается на случай развода. Поэтому по статистике в этих странах разводов намного меньше, чем у нас. Может быть, если проблема приобрела подобный масштаб, и нашим женщинам задуматься над вопросом своего махра, ведь они имеют на это право».

Социальные комментарии Cackle