Зарубежный опыт противодействия пропаганде ИГИЛ в среде "европейских" мусульман
Проблема вербовки молодых людей в ИГИЛ в настоящее время актуальна не только для стран СНГ, но и для государств Европейского Союза, Северной Америки и др. В настоящей статье мы хотели бы обратить внимание на пропаганду ИГИЛ в медийном пространстве, направленную на мусульман, проживающих за пределами традиционно мусульманских регионов (Ближнего Востока, Северной Африки, Центральной Азии и др.). Под «европейскими мусульманами» мы понимаем этнических и новообращенных верующих, проживающих в странах с исторически немусульманской культурой и в окружении немусульманского большинства, в светском государстве, воспитанных в духе условно «европейской» культуры.
Понимание механизма работы ИГИЛ по вербовке сторонников и изучение зарубежного опыта противодействия данной деятельности необходимы не только правоохранительным органам и экспертному сообществу, но и представителям сферы образования всех уровней, начиная от школы и заканчивая высшими учебными заведениями. ИГИЛ применяет разноплановую пропаганду, широко используя все имеющиеся на настоящий момент инструменты, особенно Интернет. Выпускается видео-, аудио- продукция, журналы, брошюры, постеры и др., религиозные доводы постоянно сопровождаются аудиовизуальными материалами.
Появившийся в 2014 г. медиа-центр террористов «Аль-Хайят» (Al-Hayat Media Center) специализируется на выпуске пропагандистской продукции на европейских языках: английском, французском, немецком, русском и др. Разнообразие пропаганды ИГИЛ позволяет не только вербовать новых сторонников, но и стимулировать создание террористических групп и появление «волков-одиночек» за пределами Сирии и Ирака. Самым удобным каналом для распространения исламистских материалов оказались социальные сети.
ИГИЛ периодически создает аккаунты на различных языках в наиболее популярных социальных сетях: Facebook, Twitter, Instagram, Ask.FM, Friendica, Quitter, Diaspora, VKontakte и др., через которые распространяется информация о группировке; проводится вербовка. Информация предназначена для привлечения внимания, закрепления образа группы (внешний вид, флаги и другая символика), побуждения поддержать и присоединиться к организации. Так, в июне 2014 г. ИГИЛ начал компанию «Mujatweets» на Интернет-канале YouTube.
Видеоролики должны были продемонстрировать боевиков как своего рода «благотворительную» организацию, помогающую местному населению.
Цели видеороликов были следующими:
1) установление контакта с аудиторией через обращение на разных языках;
2) демонстрация боевиков как обычных людей, при этом акцент делался на новообращенных мусульманах, а лица террористов и происходящие события показывались крупным планом (эффект «приближения»); съемка велась в движении, от первого лица, по канонам современной кинематографии;
3) демонстрация дружеских взаимоотношений внутри группы, с противопоставлением их отношениям среди немусульман;
4) подчеркивание общности ценностей рядовых мусульман с ИГИЛ (религия, любовь, мир и т.д.);
5) обещание вознаграждения за восстановление «исламского государства» с демонстрацией веселой и беззаботной жизни среди боевиков (дети, игры, изобилие вкусной еды, общение).
Тем самым ИГИЛ позиционирует себя как общество равенства, свободное и открытое для продвижения людей по их личным заслугам, как «военная демократия». Среди продукции, выпускаемой «Аль- Хайят» и распространяемой преимущественно в электронной форме, стоит отметить журнал «Dabiq». Журнал выдержан в современном стиле, в нем одновременно показываются боевики, т.н. будущие «шахиды», и жертвы нападений ИГИЛ, захваченные трофеи, улыбающиеся местные жители в контролируемых районах, восстановление электроснабжения, лечение детей, уборка мусора, социальная помощь и др. Широко применяются ИГИЛ визуальные изображения, особенно фотографии, постеры. Графические материалы отличаются современным стилем оформления, минимализмом, короткими слоганами, использованием аналогий с фильмами (в частности, апокалиптической тематики), компьютерными играми (особенно с играми из категории «шутеров»). В итоге использование символики ИГИЛ превратилось в моду для отдельных пользователей социальных сетей, особенно из среды этнических мусульман.
Исследователь Ч. Винтер структурирует пропаганду ИГИЛ следующим образом:
1) политическая/социальная – ИГИЛ поставляет в информационное поле политическую пропаганду, которая вдохновляет сторонников ИГИЛ по всему миру подключаться к ее распространению самостоятельно в виде мемов, поэтических форм, фото- и видеокомпиляций. Следовательно, задача ИГИЛ заключается в увеличении «поставок» контента, а западные СМИ этому способствуют;
2) тактическая/стратегическая – тактическая пропаганда требует принятия решения в кратчайший срок (переселение, совершение теракта и т.д.), в то время как стратегическая пропаганда направлена на демонстрацию отдаленных целей (боевики рыбачат, сжигают сигареты, играют с детьми, разрушают храмы). Долгое существование в сети таких материалов позволяет ИГИЛ упрочить свои утопические идеи;
3) вертикальная/горизонтальная – вертикальная пропаганда создается в системе медиаслужб ИГИЛ и доводится до рядовых сторонников для распространения, а горизонтальная пропаганда заключается в самостоятельной агитации, проводимой сторонниками ИГИЛ;
4) агитация/интеграция – агитация направлена на мобилизацию, превращение идей в конкретные действия, переход от пассивной к активной поддержке. Интеграционная же пропаганда соответствует социальной, горизонтальной пропаганде и направлена на создание, поддержание и распространение мифа об «исламском государстве», воздействуя на вероубеждение объекта;
5) рациональное/иррациональное – ИГИЛ рационально демонстрирует свою силу, одновременно распространяя иррациональную веру в свою утопию. К примеру, видео с боевыми действиями и казнями являются рациональным доказательством, в то время как материалы с мирной жизнью боевиков направлены на иррациональное [10, p.18-21].
В пропаганде ИГИЛ выделяют шесть основных тем:
1) жестокость – главный аспект пропаганды. Он связан с демонстрацией военных побед, превосходства, осуществления мести против «крестоносцев», «шиитов» и «евреев». Данная пропаганда направлена на устрашение противника, удовлетворение сторонников, запугивание местного населения, провоцирование антиисламских заявлений;
2) пощада – данный вид пропаганды всегда демонстрируется в паре с жестокостью. ИГИЛ стремится показать, что прощает людей, если человек присоединился к ИГИЛ. Действует принцип: «Сопротивляйся – и будешь убит, или признай правила ИГИЛ, покайся – и будешь прощен»;
3) героизирование погибших из числа суннитского местного населения Сирии и Ирака. Данная тема часто сочетается с жестокостью ИГИЛ для оправдания действий боевиков;
4) война – демонстрация военной техники ИГИЛ, захваченных трофеев, тренировочных лагерей, маршей и парадов. Показывается слаженность боевиков, их единая униформа, дисциплина, вооружение. Не последнее место занимает раздел трофеев между боевиками как доказательство превосходства и материального вознаграждения. При этом боевики пользуются тем, что данные с мест боев отрывочны и неполны. Фактически, ИГИЛ монополизировало изображение своих боевиков, показывая их только с идеализированной, «красивой» стороны;
5) принадлежность – видеообращения добровольцев ИГИЛ для привлечения рекрутов из зарубежных стран, кадры с отдыхающими вместе в спокойной и дружественной обстановке боевиками;
6) утопия – эксплуатируется тема Страшного суда, идея о необходимости создания идеального государства для мусульман (халифата). С этой целью показывается мирная жизнь боевиков и местного населения в ИГИЛ, с освещением темы здравоохранения, социальных служб, сбора закята, шариатских судов и полиции, исполнения наказаний и др. [10, p.22- 31].
В качестве объектов пропаганды ИГИЛ выделяются:
1) непосредственные и потенциальные противники (на локальном, региональном и мировом уровне). В их отношении используются устрашение, провокация, легитимизация (оправдание действий боевиков);
2) международная общественность – используются устрашение, провокация, легитимизация, внесение раскола в общественное мнение;
3) активные члены ИГИЛ – используется сочетание идей о религиозном государстве и революционном движении, что позволяет увеличить аудиторию. Среди основных тем: безопасность, социальная справедливость, религиозная аргументация;
4) потенциальные добровольцы – основные темы: религиозная аргументация, безопасность, социальная справедливость;
5) распространители пропаганды ИГИЛ – в данном случае ИГИЛ использует своих фанатов в Интернете, которые не только распространяют готовую пропаганду ИГИЛ, но и самостоятельно ее создают, изменяют, ведя свой «Интернет- джихад». Пропаганда направлена на удовлетворение психологических потребностей фанатов, именно они являются основными потребителями и распространителями;
6) распространители идей («дипломаты») – это лица, отбирающие кандидатуры на переезд в ИГИЛ и ведущие с ними диалог, используя пропаганду ИГИЛ. В общении используется простой психологический прием – если человек совершил поступок, то он ищет оправдания поступку, а «дипломат» предоставляет человеку дополнительные аргументы;
7) вербовщики – лица, дающие потенциальным кандидатам конкретные инструкции и советы. Контакты с ними происходят только на личном уровне [10, p.32-40].
Продолжение следует
Ильшат Мухаметзарипов.
Кандидат исторических наука, заместитель директора Центра исламоведческих исследований АН РТ
Зарубежный опыт противодействия пропаганде ИГИЛ в среде "европейских" мусульман.
Казанский педагогический журнал, № 3, 2016. - С. 185-191