Терроризм и такфиризм
Ни для кого не секрет, что терроризм наносит огромный урон религии, оставляет после себя отрицательный след и разрушает все то, что религия призвана оживлять и возрождать, тем самым терроризм внушает идею о том, что религия приносит проблему в жизнь человека.
Я бы не хотел углубиться относительно того, что религия отрицает террор и что религия не приносит проблему, но я бы хотел непосредственно поговорить о пути профилактики такого явления, как терроризм и какую роль мы сможем сыграть, дабы остановить его распространение.
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, было бы полезно взглянуть на недавний опыт. Я имею в виду атака и борьба Запада против терроризма после двух взрывов на башни торгового центра в США. Мы отвергли план Запада в борьбе с терроризмом из-за многих причин, среди которых две являются основными:
Первая причина: Не стремление Запада дать определенное и ясное значение термину «терроризм», несмотря на то, что сегодня этот термин используется часто и широко. Очень часто Запад объявляет террористами тех, кто не согласен с его политикой или не поддерживает его в его борьбе против терроризма.
С другой стороны, Запад сознательно не дает термину «терроризм» ясное определение, дабы потом его же политику и политику его ближайшего союзника Израиля не объявили террористической.
Не секрет, что Запад сознательно не дает термину «терроризм» ясное определение для того, чтобы объявить террористами кого угодно, поэтому получается, что иногда добрые дела или защита своих интересов легко называется терроризмом на Западе, но это на самом деле не терроризм.
Вторая причина: Метод Запада в профилактики того, что он называет терроризмом, так как Запад считает войну и борьбу против некоторых стран методом, явность которого представляет собой борьбу против терроризма. Однако скрытая причина этого заключается в том, что тем самым Запад желает установить свою власть в этих странах и подчинить их себе, вводя новые законы и установления в этих странах. Именно такой метод Запада подтолкнул многих людей организовывать различные группировки, чтобы воевать против Запада, и некоторые из этих группировок взяли себе на вооружение терроризм. Однако, этим террором они воюют не только против одного Запада, но и против невинных людей.
Мы, когда отвергли такой метод борьбы Запада против терроризма, хотели, во-первых, подчеркнуть раз и навсегда, что наша позиция заключается в том, что если мы будем привлекать Запад и другие иностранные государства в нашу борьбу, то это будет огромной ошибкой, и история накажет тех, кто допустил эту ошибку.
Во-вторых, мы хотим сказать, что мы не копируем неудачный и провальный метод Запада в борьбе против терроризма в наших арабских и исламских реалиях.
Отсюда появляются две главные проблемы:
Первая проблема: Имеем ли мы на сегодняшний день четкое определение термину «терроризм» в наших реалиях, исходя из нашего религиозной и культурной системы, дабы взять это определение за основу?
Взглянув на реальное положение дел, а также на политическое, информационное и религиозное освещение, к сожалению, приходится отметить, что ясного определения терроризму не существует. Получается, что каждый называет террористом кого угодно и получается, что если тебе причинили вред, ты это называешь терроризмом, а если ты или твоя группировка кому-то причините вред, то это имеет несколько названий, кроме терроризма, как исправление ситуации или установление порядка и т.д.
К сожалению, надо признать, что терроризм подпитывается молчанием, а именно молчанием тех, кого еще не затронула проблема и как будто никогда их она не затронет.
Наше положение не улучшится до тех пор, пока мы не будем противостоять любому терроризму, который представляет угрозу кому-либо из людей на этой земле. Притупление своих чувств перед чужой проблемой очень часто способствует тому, что это проблема, рано или поздно, коснется его самого.
Следовательно, мы должны быть едиными и придерживаться четкого определения термину «терроризм», дабы не было так, что одни используют этот термину в свою пользу, в то время когда другие отвергают его. Священный Коран четко запрещает любое кровопролитие: «По этой причине предписали Мы сынам Израиля: кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех. Приходили к ним Наши посланники с ясными знамениями. Потом многие из них после этого на земле излишествовали».
Вторая проблема: Отсутствие стратегии в борьбе против терроризма. Следует отметить, что можно легко и быстро бороться против терроризма силовым методом, однако такой метод не является всегда полезным. Мы признаем, что силовой метод борьбы является необходимым в некоторых случаях. Однако такой метод борьбы должен проводиться в свете определенной и четкой стратегии, которая признает, что профилактика терроризма отличается от профилактики грабежа банка или нападения на торговую точку. Такая стратегия должна включать в себя такие стороны борьбы, как экономическая, социальная и политическая.
После того, как мы затрону две вышеприведенные проблемы, мы должны коснуться нашей темы, а именно борьбы против терроризма через призму религии. Мы не должны закрывать глаза на то, что религиозный фанатизм приводит к политическим, экономическим, социальным и культурным проблемам, разделяя людей на разные слои.
Также мы не должны закрывать глаза на причины и факторы, которые становятся причиной религиозного фанатизма, в результате чего одни совершают нападения на других, разрушая религиозные святыни, будь это исламские или христианские, а также разрушая историю и наследие страны.
Поэтому, я хочу сказать, что быть может нас ожидает больше работы, нежели других, кроме нас. Это потому, что терроризм стремится надеть на себя обличие религии, дабы оправдать свои злодеяния. Поэтому борьба против него будет продолжительной.
В свете призывов к тому, чтобы отвергать других людей, объявлять их неверными и отрицать их, так как они придерживаются иного взгляда, хочу отметить, что каждый из нас, независимо от его положения, должен противостоять таким призывам. Прежде чем осуждать других людей, нам надо изучить настоящий Ислам, принципы которого заключаются в срединности, диалоге и открытости ко всем. Мы должны изучать именно тот Ислам:
- который отвергает национализм и расизм;
- который отвергает любое насилие;
- который черпает вдохновение от государства, построенное Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, и которое было построено на основе социальном договоре под названием Мединский договор . Согласно этому договору, любой человек мог придерживаться любую веру, ибо нет принуждения в религии, а одни имели превосходство перед другими не по религиозному признаку, а по признаку богобоязненности и благочестии. Лозунгом данного договора был: «Справедливое отношение со всеми, даже с теми, кто не согласен с тобой».
Мы должны понять, что подобно тому, как мы должны уничтожить корни терроризма руками, мы должны уничтожить его и идеологически. Для этого нам нужно придерживаться несколько принципов:
1. Нам следует быть храбрыми и смелыми, чтобы каждый из нас мог противостоять идеологии тех группировок, которые являются приверженцами такфиризма. Мы должны считать Коран священным текстом и опираться на достоверную Сунну (мутаватир), а все остальное нужно перечитать, разъясняя его смысл, чтобы не было сомнения, либо отрицать, если оно будет противоречить Священному Корану или основам религии.
2. Мы должны придерживаться принципов человечности в общениях и отношении с другими, исходя из слов имама Али, который сказал: «Люди бывают двух типов: либо он твой брат по вере, либо подобный тебе человек в творении».
3. Необходимо укрепить культуру диалога на всех уровнях. Методы и пути разных верований и религиозных институтов должны быть близкими друг на друга, а также должен быть обмен религиозным опытом между преподавателями, студентами и исследователями.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи (Мухаммад): “Действуйте, и увидит ваши действия Аллах, Его Посланник и верующие! И будете вы возвращены к Аллаху, Ведающему тайное и явное. И Он сообщит вам то, что вы делали”» .
Али Фадляллах – Председатель Совета секретарей организации имени Мухаммада Хусейна Фадляллаха