Мусульмане - люди второго сорта?
Немногие знают, что в США существует разделение на граждан «первого» и «второго» сорта. Первый – это те, кого сокращенно именуют WASP –WhiteAnglo-SaxonProtestant. Это аналог понятия «100 % американец». К белым англо-саксонским протестантам относятся в первую очередь потомки иммигрантов первой волны XVII—XVIII веков времён британской колонизации в значительной степени сформировавшие США, и в определённой степени всё ещё оказывающие решающее влияние на некоторые сферы жизнедеятельности американского общества.
Протестантизм выступал в качестве противовеса католичеству во Франции и Испании, которые также претендовали на территории Северной Америки. Чернокожие были рабами и изначально не могли быть равными своим белым хозяевам.
То есть для WASP–все, кто не принадлежит к ним, являются людьми второго сорта. Англо-саксы презрительно относились и относятся до сих пор к ирландцам, итальянцам и полякам-католикам.
С другой стороны – отцы-основатели США Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон, масоны, воспитанные на идеях французских энциклопедистов-гуманистов, допускали, по крайней мере, теоретически равенство представителей разных национальностей и вероисповеданий.
Так, Вашингтон заявлял, что «Америка открыта для всех угнетаемых и преследуемых представителей всех наций и всех религий, которых мы приглашаем разделить все наши права и привилегии».
В письме одному из своих друзей, который искал хороших плотников для ремонта своего дома в Виргинии, он писал, что религия в данном случае не имеет никакого значения: «Если они хорошие работники, то нет разницы азиаты ли они, африканцы или европейцы, магометане ли, евреи, христиане или даже атеисты».
Впрочем, даже в их взглядах просматривается противоречие, свойственное европейскому мышлению: с одной стороны европейцы считали лишь свою версию христианства «правильной религией», а ислам, соответственно, ложной и несущей угрозу их вере. Они и представить себе не могли, что можно поставить мусульман вровень с собой и рассматривать их как полноправных членов христианского общества. Между прочем, протестанты распространяли подобную религиозную неприязнь и на католиков.
Более того они читали, что и ислам, и католичество противоречат их идеалам свободы.
Идеи религиозного равенства высказывались европейскими просветителями и в 17 и даже в 16 веках, но были явно не в фаворе у европейских правителей, которые всячески боролись с ними и преследовали их носителей, подвергали их тюремному заключению и даже казнили «за ересь».
Джефферсон, будучи одним из самых популярных политических лидеров вновь образованных США пытался внедрять в умы своих сограждан идеи религиозной толерантности, но зачастую безуспешно. Даже люди из его ближайшего окружения критиковали его идеи.
В своей деятельности по продвижению религиозного плюрализма Лдефферсон попытался опереться на лидеров англикан Северной Каролины Джеймса Ириделла и Самюэля Джонстона, а также на представителей епископалиан, пресвитериан и баптистов – представителей протестантских течений, не выписывавшихся в протестантский «мэйнстрим» и поэтому преследуемых самими же протестантами. Хотя и лидеры этих гонимых протестантских деноминаций тоже не до конца разделяли идею уравнивания в правах протестантов и не-протестантов.
Эта идея была поистине беспрецедентной для уровня мышления человека 18 столетия, но она так и осталась на уровне теории. Ни Вашингтону, ни Джефферсону не удалось воплотить ее на практике в американской политике, и она была оставлена для реализации их далеким политическим наследникам.
Горькая ирония заключалась в том, что в Америке мусульман было уже гораздо больше, чем иудеев и даже католиков – десятки тысяч черных рабов-мусульман из Западной Африки были уже завезены для работы на плантациях Североамериканского континента, но они в силу своего статуса были лишены, в том числе и права исповедовать свою религию. Люди, которыми насильно заселяли Америку уже с 17 века, и имевшие здесь столь же долгую историю, что и англо-саксонские колонисты, не имели здесь никаких шансов на обретение гражданских прав, потому что «полноценным американских гражданством мог обладать лишь лично свободный белый иммигрант».
Впрочем, будучи главой государства, Джефферсон утверждал, что его страна не относится к исламу негативно. (Эту традицию продолжают и современные американские президенты, заявляющие, что они не воюют с исламом). Такие заявления он сделал на встрече с послами североафриканских султанатов Триполи и Туниса, когда обсуждал с ними инциденты с нападениями североафриканских пиратов на американские корабли в Средиземном море и восточной Атлантике. Он даже заявил, что верит в того же самого Бога что и послы.
Вместе с тем, как сын своего века, Джефферсон не был свободен от предубеждений по отношению к исламу. Он даже использовал сложившиеся в Европе пропагандистские клише о религиозной исламской тирании, когда в ходе своей политической деятельности призывал отделить религию в США от политики.
Стоит отметить, что и сегодняшнее американское общество не преодолело двойственного отношения к исламу, которое, как выясняется, имеет глубокие корни. Это усугубляется еще и тем, что США провозгласили «войну против террора», который сплошь и рядом ассоциируется с людьми мусульманского происхождения.
Ярче всего это проявилось в обвинениях в адрес нынешнего президента Б.Обамы, в том, что он якобы является тайным мусульманином. Эти обвинения были выдвинуты в разгар его президентской компании и направлены на его дискредитацию. Тем самым подразумевалось, что для США небелый президент, да еще и не протестант полностью неприемлем.
ИхотяОбамупереизбралинановыйсрок, случившийся с ним казус и тот факт, что он публично был вынужден оправдываться и опровергать эти обвинения доказывает, что многие американцы до сих пор находятся в интеллектуальной парадигме 18 века, хотя уже давно вопрос о вероисповедании гражданина в США считается как бы неприличным.
Идеологи WASP указывают в этой связи, что США созданы протестантами, и ислам для страны есть нечто чуждое, противоречащее ее базовым понятиям о бытие и что приверженец ислама никогда не сможет стать полноценным американцем.
Когда-то в похожем положении в Америке находились евреи и католики, которые в результате борьбы за свои права добились реального, а не декларируемого равноправия. Тем не менее, права мусульман все еще продолжают ставиться под сомнение рядом политиков на официальном уровне, и они зачастую становятся жертвами маргинализации в обществе, которое так любит рассуждать о равных правах для всех.
Ильдар Мухамеджанов