Шииты и сунниты. Разногласие будущего: Махди или пришествие 12-го имама?
Шииты и сунниты. разногласие будущего
Несмотря на то, что у некоторых богословов есть оговорки, в основном суннитский мир верит в приход Махди, продолжает писать в своей колонке в газете «Заман» Али Булач. Согласно этим убеждениям, Махди появится во время, известное одному лишь Аллаху, и будет происходить из рода Пророка (алейхи соляту ва салям). Это было передано в хадисах Пророка (алейхи соляту ва салям). Шииты верят, что Махди это 12-ый имам, который в данное время находится в «скрытом состоянии».
Так или иначе, 12-ый имам еще не пришел и поэтому бессмысленно конфликтовать из-за этого. Проблемы политического обустройства общины и выбора политической модели до прихода Махди порождают немало диспутов не только между суннитами и шиитами, но только среди шиитов. Однако, несмотря на это, наблюдается некое сближение в выборе политических моделей двумя течениями. Согласно попавшему в историю течений иджтихаду аятоллы Хомейни, согласие с несправедливостью и угнетением в период ожидания Махди не является выходом. Почему Махди должен прийти именно тогда, когда угнетение и несправедливость станут невыносимыми? Почему бы не встретить Махди в саду роз? Создадим этот сад благоденствия и справедливости в исламской республике путем воплощения в жизнь божественных заповедей. И когда придет Махди для установления справедливости и руководства для следования прямым путем во всем мире, мы станем его воинами.
Согласно имаму Хомейни, установление справедливости и господства Ислама до прихода Махди, возможно только при помощи доктрины «Вилаят-и факих» (правление законоведа богослова). Хотя при помощи этой доктрины проблема частично разрешалась, но великий иракский шиитский богослов мердже-и-таклид аятолла аль-Узма аль Хои не принимал доктрину «Вилаят-и факих». Также эту доктрину не приняли азербайджанский аятолла Шариатмедари и еще несколько аятолл.
Провозглашение республики в Иране является важным событием в свете традиции шиизма, т.к. члены парламента избираются народом, и женщины имеют право голоса. На должность вилаят-и факиха «избирается» человек достигший степени «мердже-и таклид», который также становится заместителем или наместником Имама (наиб-и имам). Этот момент «избрания» является особо важной точкой сближения (такриб) между суннитами и шиитами. После этого содержание, форма и прочие вещи, касающиеся политического устройства общины, должны определяться и развиваться муджтахидами обоих течений. Еще одним заслуживающим внимания фактом является то, что в то время, когда крайние салафиты отклонились в сторону «радикализма хавариджей», а политики и ученые главных суннитских сил установили формы правления, близкие к западной демократии, только Иран смог создать свою собственную политическую модель «Вилаят-и факих» в соответствии с шиитской традицией.
Даже если «Вилаят-и факих» и будет заместителем Имама (наиб-и Имам), он, несмотря на занимаемую позицию, не безгрешен, является высшим муджтахидом и избирается на эту должность советом определенной группы лиц, а это приближает данный процесс к суннитской доктрине «избранного халифа».
Самая большая проблема в разбираемом аспекте может возникнуть вокруг «безгрешности» 12-ого имама во время его пришествия. По-моему, этот вопрос необходимо оставить на усмотрение суннитов и шиитов «времени пришествия» Махди. Пусть верующие в Махди или 12-ого имама сдадут свой экзамен во «время пришествия», нам же не следует конфликтовать из-за проблемы будущего.
Является запретным (харам) теребить раны, заживленные историей, т.к. это открывает дверь смуте (фитна). Также нельзя пытаться из-за расхождений в видении будущего создать конфликт. Исламский фикх тем и прекрасен, что занимается исключительно злободневными вопросами, пытаясь найти для них решения и не придает значения гипотетическим проблемам. Что было, то прошло, а будущее еще не наступило. Мы «дети времени» (ибнуль-вакт). Наша задача прожить сегодняшний день как подобает истинным мусульманам и изо всех сил стараться совершать предписанные нам Аллахом поклонения.
Заман