Топ-5 популярных стереотипов о народах Средней Азии и Северного Кавказа
Вся наша с вами жизнь насквозь пронизана стереотипами. Они могут быть абсолютно разными: кто-то руководствуется невесть откуда взятыми представлениями в отношении представителей определённых профессий, кто-то предвзят по отношению к отдельным видам искусства или очень щепетилен в гастрономическом плане. Но наиболее распространёнными являются стереотипы в отношении представителей отдельно взятых стран или регионов, носителей конкретных культур, которые приверженцу стереотипов кажутся далёкими и абсолютно неизвестными.
Мы подготовили для вас топ-5 популярных стереотипов о народах Средней Азии и Северного Кавказа, а также поинтересовались у экспертов, так уж ли плохи существующие стереотипы и нужно ли с ними бороться.
У всех мигрантов из Средней Азии узкие глаза.
Пожалуй, это одно из самых распространённых заблуждений. На само деле всё обстоит гораздо проще и банальнее: на первый взгляд, глаза азиатов действительно выглядят уже, чем у представителей других рас. Но это всего лишь оптическая иллюзия.
Сама глазница у монголоидов даже больше, чем у европеоидов. Однако у азиатов есть так называемая «монголоидная складка верхнего века», которая и заполняет «пустое» пространство глазницы. Поскольку мы привыкли к иному соотношению размеров глаза и глазницы, то у нас и возникает иллюзия, будто глаза у азиатов уже.
Главный человек для них — мать.
Здесь даже не поспоришь: для среднеазиатского менталитета характерно очень трепетное, священное отношение к матери, которая вскормила, воспитала, недосыпала ночами, волнуясь за своего ребёнка. Для культуры народов Средней Азии и Северного Кавказа в целом характерно очень нежное и уважительное отношение как к матери, так и к старшим. Здесь не встретишь такой ситуации, чтобы ребёнок повысил голос на старшего или пошёл наперекор велению родителей.
Социальные отношения на Востоке, в том числе и семейные, отличались и отличаются по сей день большим консерватизмом.
Народы Средней Азии и Северного Кавказа отличает любовь к родной земле, чистоплотность, терпеливость к жизненным невзгодам, уважение к старшим. Всегда поддерживается тесная связь с родственниками, тяжело переносится отрыв от дома и родных людей.
Главенствующее положение здесь занимают законы и традиции своих предков. Это трудолюбивый народ, скромный в быту, известный особой и нежной любовью к своим детям, крепостью брачных уз, уважением к аксакалам. Просьба старшего обязательно выполняется, а в разговорах при нём проявляется сдержанность. Почитание родителей – абсолютное.
Кавказцы не предсказуемы, это один из самых горячих регионов.
Сами жители Кавказа обстановку в своих республиках оценивают как достаточно спокойную, реже — как напряжённую. При этом на вопрос о том, что больше всего угрожает стабильности в республике, большинство местных называют ряд социально-экономических факторов: рост социального расслоения, безработицу, экономический кризис, а отнюдь не политические проблемы.
Однако на сегодняшний день мысль о том, что раз кавказец, то обязательно бандит, к великому сожалению, всё еще представляется достаточно живучим. И чтобы преодолеть данные негативные суждения, необходимо чаще вспоминать, как много известных деятелей науки, культуры и спорта Кавказ дал России.
Так, видную роль в политической жизни России играл в начале 90-х годов Председатель Верховного Совета РФ Руслан Хабулатов. Министром химической и нефтехимической промышленности СССР был академик Cаламбек Хаджиев, хорошо известно в России имя генерала Асланбека Аслаханова.
А чего стоят только спортивные достижения…
Все узбеки – строители или маляры. Это всё, на что они способны.
Стоит отметить, что это один из самых устоявшихся стереотипов в отношении представителей данной национальности. Безусловно, большая часть трудовых мигрантов, приезжающих в Россию, как правило, зарабатывают деньги как раз-таки в различных строительных компаниях, выполняют любую работу, какую им только не дадут.
Они держатся за место, довольны работой, выполняют все требования, не опаздывают, на работе не употребляют алкоголь, к телефону подходят сразу же, всё у них в порядке и чистоте. Трудолюбивые как пчёлы, совершенно не конфликтные. Однако ошибочно полагать, что предел их профессиональной пригодности – прибивать балки или красить забор.
Социологические и психологические исследования показывают, что узбеки хорошо относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей, терпеливо переносят жизненные тяготы и лишения, очень чутки к оценкам окружающих, боятся, когда до родителей доходят слухи об их слабом прилежании или недостаточной профессиональной компетентности. К национально-психологическим особенностям узбеков относятся также решительность, обдуманность, доверчивость, доброжелательность, отзывчивость.
В принципе видеть взаимосвязь между уровнем интеллекта и национальной принадлежностью – это очень большое заблуждение. Ибн Сино, Ахмад Яссави, Мирзо Улугбек, Алишер Навои, муфтий Мухаммед Садык Мухаммед Юсуф, Фаррух Закиров, заслуженны учитель и герой Узбекистана Алланияз Утениязов, режиссёр Зульфикар Мусаков, футбольный арбитр мирового уровня Равшан Ирматов – эти имена являются ярким свидетельством того, что среди представителей узбекского народа, как и любого другого, есть люди, внёсшие свою лепту в различные сферы нашей жизнедеятельности.
На Кавказе женщина не имеет права голоса. Она словно бесплатная служанка при муже.
Мусульманская женщина в представлении многих, это такое молчаливое существо с мешком на голове с покорным взглядом и бесправным положением. Муж у неё сидит насупившись и чуть что хватается за кинжал. Всё это несколько утрированно, но тем не менее такие мысли имеют место быть даже в наш информационный век.
На самом деле (скажу из личного опыта: удалось понаблюдать ситуацию, так сказать, изнутри, когда совершала рабочую поездку в Дагестан) кавказцы очень любят своих жён, шутят с ними, проводят вместе время. Женщины свободно гуляют по городу, посещают культурные места и водят собственные автомобили.
Есть и такие семьи, где у руля стоит женщина. Что здесь имеется в виду? Конечно, речь не идёт о криках на мужа или скандалах. Жена не будет откровенно командовать мужем на людях, в общественном месте. На людях она отходит на второй план, совершенно добровольно, сама.
К примеру, в Осетии самым почётным бокалом считался тот бокал, который поднесён хозяйкой дома. Никто не мог сесть за стол, пока за стол не садилась мать. Самое доброе, самое уважительное отношение было именно к ней. Иногда люди не понимают, что за чадрой или хиджабом скрывается не напускное, а подлинное величие, настоящая душа.
Мнение о порабощённой горянке не соответствует действительности. Достаточно открыть стихотворения Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, других писателей, поэтов Кавказа, которые каждой своей строкой, каждым словом демонстрируют трепетное отношение к женщине.
Кавказская женщина, кроме всего, всегда отличалась своей красотой, отличалась своим величием, отличалась своей сдержанностью, достоинством.
Слово эксперту
Что же говорят об этнических стереотипах эксперты? Как можно с ними бороться? Да и нужно ли?
По словам Елены Фроловой, этнографа и доцента кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии Казанского университета, этнические стереотипы характеризуются как достаточно условные, схематические представления о людях другой культуры. Это представление о человеке другой национальности, которое существовало всегда, начиная с того момента, как началось деление на «мы» и «они».
- Стереотипы минимизируют процесс мышления, помогают составить представление о других. Каждый раз сталкиваясь с носителем другой культуры, человек уже имеет в своей голове стереотипизированную определённую картинку, которая дополняется в процессе непосредственного общения собственными впечатлениями.
Что касается стереотипов в отношении жителей Средней Азии и Северного Кавказа, то, в первую очередь, необходимо сказать, что представления о человеке другой национальности, другой культуры могут быть разного характера: положительно-нейтральными или негативными. Здесь речь идёт о том, что существуют немало негативных стереотипов о мигрантах, но не стоит сильно обобщать.
Опираясь на наши собственные исследования, можно с уверенностью сказать, что существует и немало позитивных стереотипов в отношении этих людей: трудолюбивые, уважение к старшим. Те люди, которые живут в непосредственной близости к местам компактного расселения мигрантов, отмечают, что мигранты раньше всех приходят, позже уходят с работы.
Если обратиться к негативно окрашенным стереотипам, то это связано не столько с этничностью, сколько с бытовой конфликтностью на работе, на лестничной клетке, в детском саду или университете.
Есть очень хорошая русская пословица: «В чужом глазу видим соломинку, у себя бревна не замечаем». Необходимо обратить внимание на себя: возможно, то, как мы себя ведём в определённых бытовых ситуациях, людям с другой культурой кажется не совсем правильным. Многое в этом плане могут рассказать студенты, которые проживают в общежитиях с ребятами из разных уголков мира.
К примеру, отношение к старшим: для жителей среднеазиатских республик является культурным шоком, когда в общественном транспорте пожилой человек стоит, а молодёжь сидит. Другое – нужно искать сходства. Наиболее правильную позицию, на мой взгляд, занимает та категория населения, которая говорит: «да, есть мигранты, такова реальность, но это такие же люди, имеющие своей целью обеспечить достойную жизнь своим родителям и детям».
Ильмира Гафиятуллина