• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Последний путь: мудрость омывания покойника и закрывание его досками в могиле

Время чтения: 4 мин
7508

Посланник Аллаха ﷺ наставлял верующих в отношении обязанностей их друг перед другом: «Если встретишь мусульманина, приветствуй его салямом; если он пригласит тебя, ответь на его приглашение; если попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст Всевышнему хвалу (скажет «альхамдулиллях»), помолись за него, сказав: «Да помилует тебя Аллах!» (ярхамукяллах); если он заболеет, навести его, а если он умрёт, проводи его в последний путь» (Муслим).

В исламе принято с уважением относиться к мусульманину не только при его жизни, но и после смерти. Второе проявляется в том, что верующие придают земле своего единоверца, полностью омыв, завернув его тело в чистый саван, и молятся за него, поминая добрым словом.

Сама процедура подготовки покойного к захоронению берёт начало от пророка Адама (а.с.). От Убей бин Ка’ба (р.а.) передаётся: «После того, как Адам скончался, спустились ангелы с саваном и благовониями из Рая. Они омыли Пророка, завернули в саван и нанесли на него прекрасно пахнущие благовония. Потом совершили над ним заупокойную молитву, поместили в выкопанную ими могилу и, закрыв тело досками (или подобие досок, преграждающие прямой контакт земли с телом умершего), засыпали землёй. Когда ангелы завершили своё дело, обратились к потомкам Адама: то, что мы сделали, является вашей сунной (традицией), установленной Аллахом (из шариата). Отныне подготавливайте и хороните своих умерших таким образом, как это сделали мы!» (Ахмад бин Ханбал, «Муснад», 136).

С тех пор последователи всех божественных религий поступали с покойными именно таким образом.

АКТУАЛЬНО! Читайте также: Ассаляму алейкум: всё, что нужно знать о приветствии мусульман 

Всевышний создал человека почётным творением (шариф), и омовение его тела после кончины – есть проявление уважения к тому, кого возвеличил Господь над всеми остальными созданными.

Этим также выражается посыл, что смерть не означает исчезновение человека, а его возвращение на свою истинную родину, куда следует отправляться в чистом и опрятном состоянии.

Умерший подобен новорождённому малышу, которого моют, пеленают в чистую ткань и укладывают в колыбель: в новую (загробную) жизнь следует ступить, очистившись от грязи, пыли и грехов, которыми осквернила его мирская жизнь.

Нужно отметить, что участие в процессе подготовки единоверца для его проводов в последний путь, высоко ценится Всевышним. На это указывают многочисленные хадисы. От Джабира приводится, что омовения покойного становится причиной избавления от грехов: «Того, кто омоет покойного, скрыв от других то, что он узнал о нём (его недостатки), Аллах простит сорок раз. Того, кто завернул покойного в саван, Аллах оденет в Судный день в райские, шелковые одеяния из атласа и парчи. А того, кто выкопал яму для умершего (мусульманина) и похоронил, уложив его в неё, Аллах зачтёт ему за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня» (Хаким 10516, Байхаки, 3/395).

Абу Хурайра (р.а.) передал слова посланника Аллаха ﷺ: «Тот, кто примет участие в заупокойной молитве, получит награду от Всевышнего в один карат. Кто же примет участие и в захоронение  два карата». Его спросили: «О, посланник Аллаха! Сколько же это – два карата?» Он ответил: «Подобно двум большим горам!» (Бухари, Муслим).

Мудрость закрывания покойного досками

После того, как умершего помещают в нишу могилы, его тело закрывают досками (или чем-то иным). Мудрость этого заключается в двух вещах. Во-первых, доски защищают тело покойного от попадания на него земли и, тем самым, его загрязнения. Во-вторых, при захоронении таким образом между телом и досками остаётся пространство, наполненное воздухом, что способствует быстрому разложению тела. Поэтому нельзя закрывать покойного металлическими предметами или хоронить без подобной изоляции, кидая землю прямо на умершего. Это  препятствует его быстрому разложению и является неуважением к покойному.

Пусть Всевышний простит наших близких, отошедших к Его милости (мархум), и умертвит нас верующими, даруя лёгкой кончины, когда наступит наш час. Амин.

Почему умерших мусульман принято называть «мархум»?
Существует мнение, что называть умерших словом «мархум» нельзя? Так ли это? И какой смысл спрятан в данном слове?
01.07.2021
10982

Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle