Почему итальянцы, разочаровавшиеся в католицизме, принимают Ислам?
Все больше итальянцев приходят в мечети на пятничный намаз. Их число, по оценке Союза исламских общин и организаций в Италии (Ucoii), проводившейся в 2012 году, составляет 70 тысяч.
Каждый год четыре тысячи итальянцев обращаются в Ислам (для справки: в Германии количество новообращенных составляет 4,5 тысячи, в Великобритании - пять). Среди вновь обращенных много детей, рожденных в семьях иммигрантов, перебравшихся в Италию. Это уже второе поколение. Но много и итальянцев, которые пришли в Ислам различными путями. Некоторые из них были атеистами, а другие разочаровались в католической религии.
Границы этого контингента пока трудно определить, как трудно определить и причины обращения к Исламу, но сделать это необходимо, чтобы избежать ошибочных обобщений и опасных заблуждений.
В этот широкий поток вливаются студенты, жены мусульман, любопытствующие рабочие, общающиеся с коллегами с Кораном в руке, предприниматели и преподаватели.
Отличительные черты обратившихся в Ислам различны. Обычно речь идет об одиноких людях среднего возраста из самых разных социальных слоев. Это в основном мужчины, но есть и женщины. Среди молодежи много студентов, любителей языка, арабской или исламской культуры, которые становятся приверженцами ислама.
"Помимо увлеченности культурой, можно назвать три других глубоких причины: веру в Аллаха в результате откровения; духовный конфликт с предыдущей религией, в основном католической; психологические и социальные неурядицы", - говорит президент ассоциации арабского мира в Италии.
В Италии 1,5 миллиона мусульман. Европол и Digos называют их "имамы с голубыми глазами" и считают, что это социальное явление должно вызывать тревогу. Но большинство обращенных безвредны, часто ими движет поиск духовности после стольких лет атеизма и ничем не сдерживаемого потребительского отношения к жизни.
Согласно данным статистики, в 2011 году в Италии проживало примерно 1,5 миллиона мусульман и насчитывалось 550-600 мечетей, включая и стихийно возникшие места отправления культа. Прогнозируется, что к 2050 году в Италии будет жить более 2,6 миллиона мусульман во главе с шестьюстами имамами. Среди них есть те, кто все свое время посвящает проповеди, и те, кто делит его между работой и верой. Некоторые из них - самоучки.
Показательна история Доменико Абдуллы Буффарини из региона Венето, бывшего политика из Коммунистической партии Италии, который в 69 лет принял Ислам. С 2007 года его можно регулярно видеть с молельным ковриком в мечети в Виченце.
Во многих местах традиционная пятничная проповедь читается на итальянском языке. Много итальянцев каждый день поднимаются на утреннюю молитву по призыву муэдзина. "В исламской религии имам не является священником, но он должен хорошо знать и ревностно соблюдать все обряды, а для этого необходимо посещать школу. Наше сообщество предпочитает иметь дело с подготовленными соответствующим образом проповедниками", - рассказал Иззеддин Элзир, президент Ucoii. Некоторые имамы посещали школу для учителей ислама в Падуе. Она была создана Международной мусульманской образовательной организацией (Isesco).
В Падуе в 2012 году при поддержке Христианской ассоциации итальянских трудящихся (Acli) региона Венето в университете был открыт курс, позволяющий получить степень магистра по изучению ислама в Европе. На этот курс записались все имамы из Северной Африки.
"В начале девяностых годов в Италии насчитывалось чуть больше 150 тысяч мусульман, - сказал Элзир. - Времена переменились из-за потока иммигрантов и из-за вновь обращенных. Среди них много женщин, но панорама широка и еще не стабилизировалась окончательно".
На фоне уменьшения числа верующих из исламских стран, которые из-за кризиса возвращаются на родину или переселяются в пределах Европы, растет число итальянцев-мусульман.
"Для человека характерен поиск веры. Может быть, эту тенденцию усиливает экономический и моральный кризис на Западе, - объяснил Элзир. - Государство еще не доросло до понимания необходимости уравнять все культы с католической религией. Но в живом и свободном обществе каждый находит ответы на свои вопросы".