Первый имам Нового мира
1 января 1803 года произошло историческое событие, буквально перевернувшее историю ислама на африканском континенте. В этот день государство Гаити обрёло независимость. Это был первый регион, где восстание порабощённых империями людей закончилось успешно.
До американской и французской революций гаитяне призывали человечество принять всеобщую свободу, равенство и братство своими словами, делами и творческим духом, что позволило им сражаться и победить три великие европейские державы: Испанию, Францию и Великобританию в 1791-1804 годах.
Гаитянская революция 1791 года вдохновила таких людей, как Фредерик Дуглас, Симон Боливар, а также мусульман Мале Хауса и Йоруба в Сальвадоре-да-Баия, Бразилия.
Интересно, что центром этого движения за свободу и равенство был человек по имени Макандал. Несмотря на то, что он редко упоминается в исторических сводках, это не умаляет тот факт, что именно Макандал был отцом движения за свободу.
Черный Мессия, как он себя называл, был загадочным лидером партизан, заложившим духовные и социокультурные основы Гаитянской революции. Народ Макандала – мароны – смог избежать рабства и построил свободные общины в горах и болотах Америки.
Они отказались быть домашними или полевыми рабами, потому что для них рабство не являлось жизнью. Подобно тем сподвижникам пророка Мухаммада (с.а.с.), которые отказались жить под гнётом мекканцев, но не нашли сил и храбрости мигрировать в Медину, мароны создали свои собственные независимые общества.
Однако история Макандала началась не на плантации рабов. Сильвиан Диуф в своей работе «Слуги Аллаха: африканские мусульмане, порабощённые в Америке» рассказывает, что Макандал родился в Западной Африке в начале XVIII века. Скорее всего, он был из рода Мандинка, свободно писал и говорил по-арабски, попал в плен во время войны и был мурабитом (мусульманским учёным).
В Африке у Макандала было видение, однажды он освободит порабощённых африканцев на Западе.
Именно поэтому он фактически позволил взять себя в плен, пожертвовав собственной свободой, чтобы обеспечить свободу тем, кто находится в рабстве. Достоверно известно, что он также был одарённым художником, музыкантом, травником, бесстрашным воином и полиглотом, чем поражал всех вокруг.
Макандал был продан в рабство и отправлен работать на плантацию Ле Норман де Мези. Предполагалось, что примерно через семь лет такой тяжёлой жизни в нечеловеческих условиях африканец погибнет. Однако несколько лет спустя ему удалось сбежать в горы и снова обрести долгожданную свободу. Но этого было недостаточно для Макандала.
Он жаждал объединения и свободы всех африканских наций и коренных жителей Айити и Кискейи, что означает «Земля возвышения» и «Мать всех земель» соответственно, которую так называли таино, сигуайос и аравак до вторжения европейцев. Он стал первым, кто объединил различные нации и религиозные группы на острове в единую сплоченную силу.
По мнению профессора Шерубина, Макандал смог сплотить людей благодаря тому, как он воплощал в своей жизни само исламское вероучение. Погружение в религию Пророка (с.а.с.) помогло ему познать не только самого себя, но и разобраться в мыслях и чаяниях африканцев и туземцев.
Макандал, таким образом, стал не просто лидером освободительного движения, но первым имамом Нового мира, дальновидным лидером, осознающим Всевышнего и идущим путём пророков и великих мудрецов.
После двенадцати лет руководства своими преданными последователями в небольших, но эффективных восстаниях против рабства, Макандала приговорили к смертной казни через сожжение.
Приговор был приведён в исполнение 20 января 1758 года. Когда пламя объяло его тело, имам Макандал произнес свои последние слова: «Ля иляха илляаллах».
Автор: Ильмира Гафиятуллина