Первый еврей, ставший мучеником ислама
Когда пророку Мухаммаду ﷺ, который был серьёзно ранен в одной битве, сообщили о смерти рабби Мухайрика, он сказал: «Он был лучшим из евреев».
Пророк Мухаммад ﷺ унаследовал семь финиковых садов от рабби Мухайрика и использовал это богатство для создания первого вакфа – благотворительного фонда ислама. Благодаря пожертвованиям рабби Мухайрика в Медине многим бедным людям была оказана помощь.
На самом деле многие евреи поддерживали пророка Мухаммада ﷺ. В первые месяцы после прибытия Мухаммада ﷺ в Медину его поддерживало гораздо больше евреев, чем арабов-язычников в течение двенадцати лет пророчества в родном городе Мекке. В Мекке за Пророком ﷺ последовало порядка 170 мужчин и женщин.
Гораздо более благосклонно приняли Мухаммада ﷺ мединские евреи. Из их общины как минимум был один раввин, который был открытым и активным сторонником пророка Мухаммада ﷺ.
Рабби Мухайрик был богатым и образованным лидером племени Талаба, который сражался и погиб вместе с пророком Мухаммадом ﷺ в битве при Ухуде. Раввин Мухайрик однажды обратился к своей пастве с просьбой пойти с ним, чтобы помочь Мухаммаду ﷺ и его не таким многочисленным сторонникам.
Была суббота, и мужчины племени Талаба отказались сражаться в священный день. Тогда Мухайрик устыдил их за непонимание глубокого смысла шабата. Сам рабби Мухайрик верил, что Мухаммад ﷺ был законным пророком, и нападение на него армии арабов-язычников из Мекки было также нападением на евреев, которые разделяли с ним большую часть своих убеждений.
Рабби Мухайрик объявил своему народу, что он сам пойдёт, и, если погибнет в бою, имущество его должно перейти к пророку Мухаммаду ﷺ для раздачи в качестве благотворительности. Рабби Мухайрик действительно погиб в битве с мекканцами в ту субботу.
Верность Мухайрика, его отвага, самопожертвование и щедрость действительно воодушевляют. Наверное, именно о таких людях в Коране сказано:
«И, поистине, из людей Писания есть те, кто верит в Аллаха и в то, что было ниспослано вам, и в то, что было ниспослано им. Они смиренны перед Аллахом и не продают аяты Аллаха за ничтожную цену. Им – награда от их Господа. Поистине, Аллах скор в расчёте» (Али Имран, 199 аят).
История Мухайрика – это история человеческой способности абстрагироваться от межобщинных разногласий и бороться за общую идею.
Он был истинным гражданином мединского государства и отдал свою жизнь, защищая его.
В 622 году Мухаммад ﷺ и различные племена, жившие в Медине, в том числе евреи Талаба, подписал «Конституцию» Медины. В соответствии с этим договором все племена, жившие в Медине, были обязаны помогать друг другу, сражаться со своими врагами, и каждое нести свои собственные расходы. Многие из племён впоследствии приняли ислам.
Народ Мухайрика тоже подписал документ, тем самым обязав себя сражаться на стороне Посланника ﷺ, в соответствии со статьей 37 того же документа, в котором говорилось:
«Иудеи должны нести свои издержки, а мусульмане – свои. Каждый должен помогать другому в борьбе против любого, кто нападёт на людей этого соглашения. Они должны стремиться к взаимопониманию и советоваться между собой, ведь преданность является защитой от предательства. Никто не будет отвечать за проступки своего союзника».
Все фото: shutterstock.com
Автор: Ильмира Гафиятуллина