• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мусульмане Австралии

Время чтения: 4 мин
6539

Немногие австралийцы знают, что аборигены с северного побережья Австралии имели контакты с мусульманами задолго до прибытия на материк европейских колонистов. Следы влияния мусульман прослеживаются в культуре аборигенов  и по сей день.

Жители севера Австралии до сих пор изготавливают лодки, которые в Малайзии называют «прау». Именно на таких лодках сюда прибыли уроженцы малазийского города Макассар в поисках трепангов или морских огурцов. Точная дата первых контактов малазийцев и аборигенов не известна. Некоторые исследователи считают, что это произошло около 1750 года. Однако радиоуглеродный анализ изображений  малазийцев, найденных в пещерах, позволяет предположить, что они начались гораздо раньше – около 1664 года, аможетбытьиоколо 1500 года.

Как подчеркивает антрополог из Мельбурнского  университета Джон Брэдли, малазийцы не вмешивались во внутренние дела аборигенов и лишь занимались взаимовыгодной торговлей.

Это контрастировало с поведением англичан, которые заявили, что эта земля никому не принадлежит, и просто заняли ее без какого-либо соглашения с местным населением,   не признав его прав на нее.

Брэдли указывает, что  контакты с индонезийцами оставили след в религиозных и культурных традициях аборигенов: «В песнях аборигенов, их рисунках и похоронных ритуалах имеются явно заимствованные элементы. С помощью лингвистического анализа можно с уверенностью утверждать, что это обращения к Аллаху».

Так в погребальном обряде, который у аборигенов клана Йонглу, живущих на острове Элхоу северного побережья Австралии называется «Валиха» составными элементами являются поворот на Запад в сторону Киблы и совершение ритуального поклона, аналогичного  суджуду.

Контакты  с малазийцами из Макассара продлились до начала 20-го века и  не были единственными. В конце 19 –начале20-го века в страну стали прибывать  «малайцы» - ловцы жемчуга, которые принесли с собой исламскую культуру и обычаи.  Малайцы женились на аборигенках и вплоть до сегодняшнего дня множество проживающих в северо-западной части Австралии семейств аборигенов носят имена, которые свидетельствуют об этих контактах, например Даула, Хасан, Хан.

Кроме этого мусульмане оставили еще немало следов на континенте. В городе Алис-Спрингс, располагающемся в самом центре австралийской пустыни можно увидеть необычное для этих мест строение- мечеть. Ее минарет возвышается над скалами, окружающими город.

Местные жители называют ее «Афганской мечетью».  Есть и объяснение  всему этому: между 1860 и 1930 около 4000 погонщиков верблюдов прибыли в Австралию. Многие из них были родом из Афганистана, Индии и с территории современного Пакистана.

Они сыграли ключевую роль в освоении австралийской пустыни, обеспечивая удаленные исследовательские станции, помогая создавать важнейшие для страны объекты инфраструктуры, как, например, Оверландскую телеграфную линию и Ганскую железнодорожную линию, которая пересекает австралийскую пустыню с севера на юг.   Кстати само название «Ган» образовано от слова «Афган», а  курсирующие по  ней составы до сих пор украшает логотип с изображением погонщика верблюдов.

Афганцы построили импровизированные мечети по всей центральной Австралии и брали в жен местных аборигенок.

Их работа продолжалась до конца 30-х годов пока автомобили не заменили верблюдов. Афганскую мечеть  в Алис-Спрингс посещают в основном потомки выходцев из бывшей Британской Индии – их внуки от браков с местными женщинами.

Местные аборигены также принимают ислам, но таких не много. Самым знаменитым из них, пожалуй, является бывший чемпион по боксу по версиям WBAи IBO в среднем весе Энтони Мундэйн. На его решение принять ислам повлияла история жизни борца за права чернокожих в США Малколма Икса, который также был мусульманином.

Ислам привлекает аборигенов проповедью равенства.

«Колониалисты учили нас, что мы прокляты Богом и мы «нежеланные дети», которые заслуживают наказания и жестокого обращения», -говорит один из аборигенов по имени Агале.

Ислам для него, напротив, продолжение родной ему культуры. Он происходит из клана Мериам, где издавна соблюдали принципы единства и гармонии, параллели с которыми он находит в исламе: «Ислам, и в особенности, суфизм несет в себе идею фитры и таухида, и что мы должны жить в гармонии с окружающим миром». Это чувство совместимости ислама и культуры аборигенов, уважение семейной жизни, уважение к старшим, бережливое отношение к естественным ресурсам и природе импонируют аборигенам. К тому же ислам дает им чувство самоуважения, защищает их от пагубных привычек, в том числе, алкоголизма и наркомании, с которыми их познакомили европейские  колонисты и их потомки.

Равенство, которое проповедует ислам, дает им ощущение собственной полноценности.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle