Ислам в Индии: британская оккупация, кадианиты и единство мусульман
Когда ислам пришёл в Индию? Какую роль в появлении сект на субконтиненте сыграла британская оккупация? Кто такие кадианиты, и почему они опасны? Именно этим вопросам был посвящён ряд занятий в рамках проходящих сейчас в Российском исламском институте курсов повышения квалификации, посвящённых изучению влияния догматических концепций на формирование течений и сект в исламе.
По словам визит-профессора Болгарской исламской академии Анвара Ахмада аль-Багдади, враги ислама могут быть как внешними, так и внутренними. «Опасность внешних врагов не настолько огромна, как опасность внутренних. Именно внутренний враг значительно подрывает истинные, устоявшиеся религиозные устои», – заверил спикер.
Кто принёс ислам на земли Индии?
Первые течения на территории Индии появились в конце I-начале II века по хиджре. Именно с этого времени можно начинать отсчёт подрыва устоев религии. Совершалось это, по словам устаза, путём выдумывания рассказов, хадисов и приписывание их Пророку (с.а.с.). Всем этим занимались именно внутренние враги. «Опасность этого феномена очень велика. Всевышний так предрешил, что были те, кто выдумывал, а были и те, кто защищал сунну от выдуманных хадисов. К примеру, во время правления аббасидов наказанием за выдумывание хадисов служила смертная казнь», – объясняет Анвар Ахмад.
Но не только халифы, правители, боролись со лжепророками, изменением сути ислама. Особый вклад в этот вопрос внесли крупные учёные. Отдельно стоит отметить имама Ханбаля, который покончил с фитной мутазилитов. «Множество учёных противостояло распространению лживых хадисов, среди которых особого упоминания заслуживают имам Ашари и имам Матуриди. То, что они сделали на пути распространения истины и на пути искоренения неправильных воззрений, опровержения сект, тяжело недооценить. История этого не забудет», – поделился со слушателями КПК Анвар Ахмад.
Как же ислам пришёл в Индию? Это благое событие имело место быть благодаря учёным Мавверанахра, которые распространили на местной территории воззрения ахлю сунна. До сих пор в Индии большинство мусульман – сунниты, в вопросах вероучения – матуридиты, придерживаются мазхаба Абу Ханифы. Также ситуация обстояла и в VI веке по хиджре, вплоть до момента падения Индии и британской оккупации. Приход власти Британской империи стали появляться обновители религии – индийские муджаддиды. Однако благодаря силе и трудам имама Раббани получилось погасить эту фитну, связанную с обновленческими движениями в Индии.
Как британская оккупация связана с появлением сект?
1857 год – именно эта дата на многие годы вперёд станет точкой невозврата. Именно в этом году началась британская оккупации Индии, которая значительно изменила не только государственный строй страны, но и религиозное единство мусульман. Истинные учёные были убиты в ходе оккупации, англичане стали насаждать свои правила и законы, государство распалось на три самостоятельных страны.
«Британцы понимали, что единственные, кто могут противостоять их оккупации, – это мусульмане. Если их не разобщить, то британцам придётся уйти, признать своё поражение. Именно поэтому они решили посеять раздор между мусульманами, что привело к появлению различных течений и сект среди мусульманской общины Индии», – пояснил профессор.
Одной из таких опасных и отпавших от истины сект стали кадианиты. Косвенно о появлении такой группы людей предупреждал своих последователей пророк Мухаммад (с.а.с.). «Саубана передаёт, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине боюсь я, что в моей умме появятся имамы (предводители), которые будут вводить людей в заблуждение, и будет их 30 человек, и будут они притязать на пророчество. Я являюсь последним пророком, и не будет пророков после меня» (Муслим). Кадианиты – это не обычные люди, а те, кто обладает определённым статусом, высоким положением, пользуясь которым они будут вводить людей в заблуждение.
Поэтому не стоит обманываться внешним видом людей. То, что человек носит бороду, чалму, обладает внешними признаками уважаемого, богобоязненного учёного человека, ещё ни о чём не говорит. Нужно узнавать имамов по их мысли, по их знаниям и вероубеждению. Мы должны выбирать в своё окружение и следовать за теми, кто соответствует правильной методологии, убеждению, мысли, а не обманываться внешним видом. Посланник Аллаха (с.а.с.) предупредил нас, что появятся предводители, которые будут вводить людей в заблуждение. И будут они из числа мусульман, выглядеть как богобоязненные люди. Но не это важно, важно другое – какие убеждения несёт в себе человек», – уверен визит-профессор БИА, о чём и поделился со слушателями курсов.
Кадианиты (ахмадиты) – кто они и чем опасны?
Откуда появилось название «кадианиты»? Кадия – это конкретное место в Пакистане. Именно здесь в 1839 году родился основатель этой секты Мирза Гулам Ахмад. После окончания начальной школы, отец отправляет Мирзу Гулама к учёным. Но получить полноценное образование будущий лидер кадианитов не смог. Не смог он получить и медицинское образование, как хотел его отец, и отправился на заработки в Пакистан. «Таким образом, Мирза Гулам и шариатским наукам полностью не обучился, и медицинского образования не получил, став недоучкой сразу по двум направлениям. Недополучить религиозные знания чревато для имана, а недостаток знаний медицины – для жизни других людей», – отмечает Анвар Ахмад.
Впоследствии Мирза Гулам принял решение переехать в Лахор, где стал обучаться методике ведения дискуссий и споров. Ведя диспуты с различными конфессиями, в том числе с христианами, он сильно рисковал, уверен лектор, но его популярность в мусульманском обществе начинала расти. Это связано с тем, что он вёл споры исключительно от имени мусульман.
Когда он переехал в Кадиан, то к нему толпами стали приезжать люди, пытались даже присягнуть на верность. «Мирза Гулам не преминул воспользоваться сложившейся ситуацией, своей известностью. Когда к нему приходили люди, он просил их подождать, ведь пока что повеление Аллаха не пришло. То есть с этого момента он начинает мнить себя пророком», – рассказывает устаз. Тогда же и начинаются проблемы Мирзы Гулама, корень которых – его собственный нафс.
Следующий этап в его жизни – продвижение среди людей идеи о том, что он говорит не от себя, а это вдохновение, которое к нему снизошло свыше. Он уже начинает называть себя Махди, который, как и обещалось, пришёл спасти человечество. После этого он говорил, что в нём поселилась божественная сущность, и объявил себя пророком и посланником. Безусловно, народ ждал доказательств подобных громких заявлений, которых у Мирзы Гулама не было. «Но случилось следующее: в месяц Рамадан 1312 года по хиджре (1894) в один из дней произошло сразу два затмения – солнечное и лунное. Тогда Мриза Гулам Ахмад выступил с обращением, что раньше такого никогда не было, соответственно, это событие и есть признак того, что он пророк», – пояснил Анвар устаз.
Мирза Гулам продвигал своё понимание. Так, он начал по-своему толковать аяты Корана, где говорится о том, что пророк Мухаммад (с.а.с.) – печать всех пророков. По его мнению, Мухаммад (с.а.с.) не был последним пророком. Себя Мирза Гулам тоже считал пророком, говоря, что его функция на земле – обновить религию, уточнить те моменты, которые до сих пор не понятны.
Спустя некоторое время, в 1888 году он объявил себя Махди, а два года спустя и вовсе заявил, что пророк Иса (а.с.) не был вознесён на небеса, что он умер, а могила его находится в Кашмире. В желании потешить свой нафс, Мирза Гулам дошел до того, что объявляет себя лучше пророка Исы (а.с.).
Как отметил Анвар Ахмад, за формированием и развитием секты кадианитов стояли британские власти. Сама секта, уверен устаз, появилась в качестве некоего помощника британской оккупации в Индии, потому что индийские мусульмане вели войну с британской оккупацией, а кадианиты выступали на стороне британцев. К примеру, в одном только Пакистане было порядка 4 млн последователей.
Таким образом, секта кадианитов набирала силу вплоть до освобождения Индии. В 1974 году, после разделения Индии на Пакистан, Бангладеш и Индию, власти Пакистана признали, что кадианиты не являются мусульманами, что к исламу они не имеют отношения. Кадианиты были вынуждены покинуть Пакистан и перебраться в Англию, где для них был построен специальный центр. Таким образом, опасность этого джамаата перешла из Индо-Пакистанского региона в Европу.
Некоторые убеждения кадианитов и их развенчание
Мирза Ахмад притязал на пророчество: именуя себя пророком без шариата, скоро он стал называть себя абсолютным пророком со своими законами. На первом этапе своей популярности он давал своё толкование аятов. Однако если человек верит, что после Мухаммада (с.а.с.) может быть какой-то пророк, то он не может считаться мусульманином. «Тот, кто считает кого-то пророком, помимо нашего, тот человек считается неверующим, он лжец, его слова лживы, так как Пророк (с.а.с.) сообщил, что он является печатью всех пророков, заключительным пророком. Также Всевышний сообщил, что Мухаммад (с.а.с.) – заключительный посланник, и он направлен ко всем людям в качестве пророка. Нет сомнения в том, что те группы людей, которые не считают Мухаммада (с.а.с.) заключительным пророком, не считаются верующими», – подчеркнул Анвар Ахмад, отмечая несостоятельность кадианитов и их отход от исламского вероучения.
Мы видим, что Мирза Гулам искажал истинный смысл Корана, наделяя его своим субъективным и удобным для собственного нафса пониманием, соответственно, он не может считаться мусульманином.
Опасность этой секты велика по той причине, что кадианиты – люди, которые представляются мусульманами, носят мусульманскую одежду, внешне соответствуют мусульманам, читают Коран, но понимают и толкуют его по-своему. Своими словами, действиями изнутри подрывают ислам.
«У каждого фараона есть свой Муса (а.с.). Так и в этом случае: появились учёные, которые опровергали его убеждения, его слова. Одним из главных стал Ахмад Рида. Он написал множество книг в опровержении убеждения кадианитов. Так, в труде «Возмездие Аллаха своему врагу за то, что он отказался от идеи заключительного пророка» приводится множество доводов из Корана и сунны, книг по исламскому вероубеждению. Более 20 лет он посвятил опровержению убеждений и лживых призывов Мирзы Гулама. Также Ахмад Рида выпустил фетву о неверии Мирзы Гулама, с которой согласились учёные Мекки и Медины», – отмечает Анвар Ахмад.
Автор: Ильмира Гафиятуллина