Особенности религиозных обрядов у современных татар Финляндии
Данная статья расскажет об особенностях религиозных обрядов, сформировавшихся у современных татар Финляндии. Их предки переселились в Финляндию из татарских деревень Нижегородской области (Сергачский район), поэтому основным компонентом их культуры является культура сергачских татар-мишар.
В религиозной жизни татар Финляндии самыми важными элементами являются пятничные и праздничные намазы, а также имянаречения, никахи и похороны.
Если говорить о пятничных и праздничных намазах, то они проходят согласно традиционному для татар ханафитскому мазхабу, а проповедь (вагаз) читается имамом на татарском языке. После намаза община обычно устраивает чаепитие.
Из-за длительной изоляции от своих сородичей и под культурным влиянием финнов в некоторых религиозных обрядах татар Финляндии появились свои отличительные особенности.
Обряд имянаречения
Обряд имянаречения у татар Финляндии происходит позже, чем у татар Нижегородской губернии. Согласно мусульманской традиции, ребенку желательно дать имя сразу после рождения, но не позднее семи дней. Однако обряд имянаречения у татар Финляндии устраивается в первый или второй месяц после рождения, что повторяет евангелическо-лютеранскую традицию финнов.
Сам праздник имянаречения напоминает общетатарскую традицию. В начале ребенка укладывают ногами в сторону киблы. Затем имам с правой стороны ребенка читает слова азана, а затем с левой стороны проговаривает икаму, после чего над ребенком проговаривается его имя.
Здесь необходимо отметить, что имя ребенка не разглашается родителями вплоть до момента имянаречения. Родные и близкие узнают имя только после произнесения его имамом. После обряда имянаречения приглашенные гости кладут подарки под подушку ребенку. Далее для гостей накрывается праздничный стол.
Культура бракосочетания также занимает видное место в семейной и религиозной традиции татар. Судя по рассказам татар Финляндии в первом и втором поколении переселенцев в выборе супруга сохранялась важная роль родителей. Бывали случаи несогласия родителей на брак с избранниками или избранницами.
Обряд бракосочетания
Современный обряд бракосочетания татар Финляндии имеет несколько этапов:
1. Сватовство (dimnäü).
Примерно до начала 1980-х годов сватовство имело важное значение в культуре татар Финляндии. Обычно оно заключалось в том, что видные члены общины или родственники жениха посещали дом невесты с почетной миссией уведомить о намерениях юноши на брак. В случае положительного ответа со стороны родителей девушки назначается день помолвки.
2. Помолвка (nişanlaşu) или обмен кольцами (yözek alışu).
В ранее обговоренный день родственники со стороны будущих жениха и невесты собираются в доме родителей девушки для публичного объявления о помолвке. Обычно такие встречи проводятся в праздничной обстановке. После публичного объявления о помолвке начинается подготовка к свадьбе, которая может продлится от нескольких месяцев до года.
3. Мальчишник (polttarit).
Заимствованный из финской культуры обряд мальчишника наблюдается в традиции татар Финляндии в последние 30 лет и подразумевают собой прощание с холостяцкой жизнью. Обычно на этом празднике устраиваются конкурсы, игры и забавные мероприятия.
4. Обряд религиозного бракосочетания (никах).
Для проведения обряда бракосочетания татары Финляндии обычно арендуют ресторан, куда приглашаются множество гостей. В Хельсинки никахи обычно проводятся в здании общины на улице Фредрикинкату. В отличии от других татар у татар Финляндии нет разделения на никах и светскую свадьбу. Все проводится вместе.
Обряд бракосочетания начинается с церемонии никах, которую проводит имам общины. Вначале он читает короткую проповедь на арабском языке, затем в присутствии свидетелей спрашивает у брачующихся о согласии на брак. Сначала имама спрашивает согласие на брак у невесты, а затем у жениха. После утвердительных ответов совершается совместная молитва с пожеланиями счастливой жизни.
Затем религиозная часть торжества перетекает в свадебную церемонию. Таким образом в отличие от культуры современных российских татар, где присутствует четкое различие на религиозную часть и светскую, свадьба татар Финляндии представляет собой слияние религиозно-светского праздника. По традиции, молодоженов поздравляют родители и близкие.
Обряд похорон
Обряд похорон у татар Финляндии также имеет свои особенности. В мусульманской культуре принято хоронить усопшего в максимально быстрые сроки, что отличается от финской, где похороны могут быть проведены спустя две недели и более после смерти.
Несмотря на это татары стараются хоронить при возможности на следующий день после смерти. Ими принято посещать дом покойного за день до его похорон и разделять горесть утраты с близкими умершего. Также имам общины посещает дом усопшего и читает суру «Йасин» и делает дуа за покойного.
Проведение ночи рядом с усопшим
У татар Финляндии сохранился обряд проведение ночи рядом с усопшим (tönätü), что ярко выражено в культуре сергачских татар. У казанских татар он тоже присутствует и называется tön saklau. Обычно ночь рядом с усопшим проводят его дети или близкие родственники. Они читают аяты Корана и делают дуа за покойника.
Обряд захоронения
Процессия занесения усопшего на кладбище проходит медленно, иногда впереди идет родственник усопшего, в отличие от российских татар, у которых принято нести покойного быстро и идти сзади. Несомненно, это является влиянием лютеранской традиции похорон финнов.
По завершению погребения могила покрывается еловыми ветками, что отсутствует в традиции российских татар, где принято могилу оставлять чистой. После закапывания могилы имам общины читает суру «Аль-Мульк» и делает дуа за покойного.
Далее следует обряд возложения цветов. Каждый участник похоронной процессии либо от себя лично, либо от имени семьи кладет на могилу цветы. Так как подобного явление отсутствует у российских татар, оно тоже, скорее всего, заимствовано из финской культуры. По окончании возложения цветов имамом общины произносится речь о покойном.
После похорон у татар Финляндии принято приглашать родственников усопшего домой и угощать их ужином. А также проводятся седьмой и сороковой дни с похорон. Седьмой проводится в семейном кругу. На сороковой приглашается большее количество гостей. Еду готовят близкие и друзья родственников усопшего.
______________________________________________________________
Примечание.
В основу статьи легли исследования имама татарской общины Финляндии Рамиля Беляева
Мухсин Нурулла